Цыганский танец – история возникновения.

история возникновения цыганского танцаДумаю, нет такого педагога, который ни разу не ставил в своем коллективе цыганский танец. В цыганском танце запечатлелась и яркая красота Испании, и зажигательность Южной Индии, а о том, какую огромную популярность он обрёл в России, даже не приходится говорить!

Несмотря на свою видимую спонтанность и неуправляемость, жанр цыганского танца имеет свои каноны. Его сразу можно узнать по характерному нарастанию накала, темпа: медленный в самом начале, он кипит, развивается, скачет, к своему завершению достигая настоящего экстаза страсти. В цыганском танце переплетаются мотивы самых разных культур: цыганская чечётка происходит от индийского классического танца, а страстный горячий напор — от испанского фламенко. Поэтому цыганский танец — воплощение идеи единства в многообразии: таборный танец, салонная венгерка, сценический эстрадный танец — все эти направления имеют не так много общего друг с другом, но все они могут по праву называться цыганским танцем.

Долгое время считалось, что родиной цыган является Египет, пока в 1855 году немецкий академик Август Фридрих Потт не доказал их индийское происхождение. Он нашёл прямых предков современных цыган, которые сейчас разбрелись по всему миру, в Древней Индии. В то время существовала каста, называемая «дом». В неё входили бродячие певцы и музыканты, которые кочевали по северной части Индии. Эти предки современных цыган занимали в кастовой системе самое низкое положение и имели статус неприкасаемых. Интересно то, что эта каста не исчезла, и сейчас в Индии тоже есть «домы».

Первый исход цыган из Индии начался в 5 веке и был связан с начавшимися междоусобными войнами между мелкими княжествами. В этот нестабильный период спрос на цыганское искусство резко упал, голод и обнищание заставили бродячих артистов искать счастье в других землях.

В дальнейшем исход цыган из Индии происходил по разным причинам и длился почти тысячу лет. Поиск случайного заработка не давал им засиживаться на месте. Цыгане двигались на запад, постепенно перенимая обычаи различных оседлых народов. Цыганские традиции, привычки, язык, фольклор переплетались и вбирали в себя слои культуры других народов.

Средневековая Греция, наполненная суевериями, научила цыган приёмам гадания и колдовства, которыми они пользуются, по сей день. В цыганский язык вошли персидские, греческие слова, которые на первый взгляд кажутся исконно цыганскими. Например, из греческого в цыганский язык вошли слова «пэтало» — подкова, «дром» — дорога и т.д.. Чем больше цыгане соприкасались с тем или иным народом и жили на его территории, тем больший отпечаток накладывало это общение.

Разумеется, бродячий образ жизни тоже повлиял на обычаи и культуру цыган. Всю жизнь, перемещаясь с места на место (зачастую из-за дискриминации со стороны властей и конфликтов с местным населением), цыгане не могли иметь стабильного постоянного заработка. Приходилось заниматься самым разным промыслом, в том числе и незаконным. Неудачи в других профессиях, нищета и невезение нередко толкали цыган на воровство.

Доведённые нуждой до отчаяния, цыганки занимались попрошайничеством, учили этому и детей. Во многих случаях попрошайничество и гадание становилось основной профессией цыганок. Конокрадство вообще не считалось преступлением – наоборот, в нём видели проявление удали, молодечества, даже геройства, а не умение воровать презиралось. Разумеется, из-за этого их не любили ещё больше, и место жительства приходилось менять постоянно.

Помимо добывания хлеба насущного у цыган всегда находились и другие занятия, своего рода отдушина, которая нередко также становилась профессией. Мы говорим о цыганском пении и танце, ведь не зря предками цыган были певцы и музыканты.
Музыкальная одарённость этой нации удивительна. Талант к пению и пляске цыгане как будто впитывают с молоком матери. Цыганский малыш ещё едва ползает, а уже поводит плечиками и подпевает взрослым.

История танца русских цыган.

Цыганское искусство танца и пения в России было явлением «для внутреннего употребления» вплоть до конца 18 века. Цыгане пели и танцевали в таборе или в собственных домах, на своих семейных праздниках, пока романтикой цыганской жизни не увлеклась русская аристократия.

Поездки А.С. Пушкина к цыганам и родившаяся в результате поэма «Цыганы» положили начало той моде, которая сделала цыганское искусство столь популярным. Именитые дворяне стали приглашать цыган, чтобы послушать их пение и посмотреть огневые пляски.

Родилась идея создания так называемых цыганских хоров, покровителями которых выступали известные и богатые люди. Даже пестрый женский костюм был придуман графом А.Г. Орловым-Чесменским для его цыганского хора. Цыгане стали выступать в крупных столичных ресторанах. Без атмосферы беззаботного веселья, которую создавали цыгане, стал невозможен любой праздник. Именно с той поры и по сей день широкое, бесшабашное русское гулянье напрямую ассоциируется с цыганами.

Спрос на цыганское искусство быстро рос, а соответственно, росла и конкуренция. Цыганским артистам приходилось постоянно повышать своё исполнительское мастерство, осваивать новые сценические приёмы, искать свежие формы. Так формировалось профессиональное цыганское искусство. Цыгане-артисты, выступавшие перед широкой публикой, помимо традиционного фольклора, стали включать в свой репертуар авторские городские песни, которые они исполняли в своей манере. Танец тоже претерпел определённые изменения.

Мужской цыганский танец во многом усложнился под влиянием чечётки, которая была очень популярна в дореволюционной России. Первым танцором, который соединил традиционные цыганские дробные проходки с приёмами чечётки, был Николай Чубаров. Он хлопал себя по груди, голенищам и подошвам сапог, придавая танцу взрывной и динамичный характер. Эта новая манера оказалась настолько привлекательна для зрителя, что после Чубарова уже все стали танцевать подобным образом.

В начале 20 века стала меняться и женская пляска. Считается, что новатором в этой области стала Мария Артамонова, известная цыганская певица и плясунья, которая брала уроки хореографии у профессиональной балерины. Благодаря влиянию классического танца Артамоновой появилась широта и пластика движений, яркая постановка рук и корпуса, свободные и уверенные жесты. Созданный ею романтичный стиль женской пляски прижился и стал развиваться дальше благодаря таким прекрасным исполнительницам, как например, Ляля Чёрная.

Цыганский танец – это целый мир, который имеет свою историю, свой язык, свои особенности. Мир, которому мы не перестаем удивляться до сих пор!

С уважением, Наталья Довбыш

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Рейтинг: 0

Автор публикации

не в сети 10 часов

Наталья Довбыш

1
Комментарии: 1627Публикации: 466Регистрация: 25-04-2010

5 комментариев

  • Елена

    Большое спасибо, очень интересно. У нас в коллективе целых два цыганских танца. Мы их объединили в общую сюиту. И хотя они разные и по манере исполнения и по количественному составу ( один сольный, классический. Второй эстрадный массовый) , но оба очень нравятся зрителям и детям. А Вашу информацию я неприменно расскажу ребятам.

    Рейтинг: 0

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Будет продолжение статьи. Во второй части расскажу про Особенности танца Русских цыган и технику исполнения движений. Очень интересный материал!

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • спасибо за такой курс цыганского танца подскажите идею для детской постановки с мальчиками цыганского танца

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Светлана

    Спасибо за интересный материал, очень кстати, к 8-му Марта готовлю девочке цыганский танец, для конкурса «Мисс Дюймовочка», будет что рассказать о характере и манере исполнения.

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • innaa

    rasskazhite pozhaluysta kakie osnovnye polozhenija ruk v ciganskom tance i dvizhenija ili gde ob etom mozhno pochitat’? spasobo

    Рейтинг: 0

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*