Как оборудовать зал для занятий?

Тема, которую я сегодня решила затронуть касается нашего рабочего места, а именно хореографического зала.

Как оборудовать зал для занятий тема нашей сегодняшней беседы. Часто в комментариях и письмах мелькают фразы о том, что «у меня в зале нет станка» или «мы занимаемся в зале без зеркал», либо «наши занятия проходят в коридоре».

Конечно, не каждое учебное заведение может позволить себе выделить отдельное помещение для занятий хореографией, тем более, что помещение это должно иметь соответствующие размеры. Но, даже если такое помещение найти удается, то оборудовать его, как того требуют правила, стремится не каждый руководитель.

Почему? Главная причина наверно, как всегда, в нехватке средств, но и, не менее часто дело в элементарном отсутствии желания у руководителя учреждения понять специфику работы хореографического коллектива (кружка) и пойти навстречу хореографу. Хотя при этом требовать номера к каждому празднику и мероприятию не забывают, а уж если какой конкурс или начальство приехало, то тут уж извольте не ударить в грязь лицом!

О том же, как учить детей классическому танцу, если нет станков, как добиваться танцевальности и выразительности движений и поз, если нет зеркал, никто не задумывается. Обидно!

Я тоже с этим сталкивалась. Последние два года работы в школе пришлось вести занятия буквально в коридоре, потому, что от хореографического зала (он был небольшой, но свой), который школе предоставлял наш гарнизонный Дом Офицеров совершенно безвозмездно, пришлось отказаться по причине того, что после сокращения военной части Дом Офицеров просто закрыли и отключили свет.

Школа у нас старая, строилась в 60-е годы и рассчитана была на более скромное количество учеников, чем приходилось вмещать, поэтому лишних помещений просто не было. Выкручивались, как могли! Через день ругались с уборщицами. Их тоже можно понять, им хочется сделать свою работы и уйти домой, а тут хореография в коридоре до позднего вечера. Было все! Это реалии жизни, к сожалению!

Но… давайте помечтаем, каким все же вы хотели бы видеть свое рабочее место, свой хореографический зал? Большим, просторным, светлым? Коснемся некоторых правил, как оборудовать зал для занятий и что в идеале там должно иметься для комфортной и плодотворной работы.

Начну с того, что зал наверно, в некотором роде, является визитной карточкой коллектива. Поставьте себя на место родителей. Куда Вам приятнее было бы водить ребенка в чистый, светлый, теплый, просторный зал с современным оборудованием или в старый, с обшарпанным полом и двумя лампочками? Думаю, что ответ очевиден. Поэтому частные танцевальные клубы и школы сейчас составляют огромную конкуренцию образцовым коллективам ДК и ДШИ. Хотя не всегда имеют профессиональных и опытных педагогов.

В наше время большое значение придается обертке, внешним факторам. Родители платят деньги и хотят за свои деньги получить лучшее, т.е. определенных условий. Сервиса на высшем уровне. Не перестаю повторять, что наша работа в современном мире переведена в сферу УСЛУГ. Точно так же, как школы предоставляют образовательные услуги, больницы — медицинские услуги и т.д. За свои деньги родители хотят получить качественную услугу. И наверно это справедливо.

Поэтому и получается, когда родителям приходиться выбирать куда отдать ребенка заниматься, то такая, казалось бы маловажная вещь, как условия занятий играет немаловажную роль.

Давайте разберем, что же можно назвать хорошими условиями для занятий и каким должен быть зал.

Сначала перечислю, что же должно быть в полноценном хореографическом зале.

Это:

1. Хороший ремонт
2. Зеркала
3. Станки
4. Пол, пригодный для занятий

Вот пожалуй, основные вещи. Теперь давайте разберем, что я подразумеваю под каждым из этих пунктов.

Хороший ремонт

В моем понимании хороший ремонт — это, как минимум, не обшарпанные стены и потолки с которых не сыплется штукатурка. Был в моей практике подобный зал. Когда краска от стен отваливалась, а на прыжках с потолка шел снег, потому, что побелка сыпалась ужасно. Это было в 90-х годах и денег на ремонт естественно не было. После долгих разговоров с начальством я поняла, что ближайшие годы ремонта мне не видать. Тогда, поговорив с родителями я собрала деньги, купила банку краски и побелку и мы вдвоем с мужем своими силами сделали ремонт в зале. Работать стало гораздо приятней и мне и детям.

Зеркала

В принципе без зеркал обойтись можно. Мне приходилось работать и без них, но с ними, несомненно, лучше. В идеале высота зеркал должна быть не менее 2 метров, а кроме этого, они должны иметь как можно меньше стыков, а значит и меньше искажений.

Станки

Станки, как правило, устанавливают деревянные. Выдержка из СанПина по поводу станков: «Балетную перекладину в зале следует устанавливать на высоте 0,9 — 1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены.»

Бывают, конечно, и металлические станки. У меня в зале были именно такие. Их существенный минус был в том, что т.к. зал был холодный, то и станки были очень холодными. Иногда дети говорили: «А можно надеть перчатки?» Этого им, конечно, никто не разрешал, но эта фраза говорит о многом.

Подробнее о балетных станках и о том, какими они бывают можно почитать здесь.

Пол

Пол в хореографическом зале имеет огромное значение. Недопустим бетонный пол. В детстве, когда я начала ходить в танцевальный кружок, сначала у нас не было своего специального помещения для занятий и мы занимались в школе в коридоре на бетонном полу. Прекрасно помню свои неприятные ощущения.

Потом нам выделили небольшой класс для занятий, но ремонт в нем видимо делали люди далекие от хореографии или просто решили сэкономить, и пол обили листами ДВП, причем гладкой стороной вверх. Ноги разъезжались в разные стороны. О том, чтобы хоть какие-то прыжки делать даже речи не шло. Прыгать было страшно. Через какое-то время этот пол покрасили половой краской. Видимо, решили, что будет не так скользко, но не тут-то было. Краска, с гладкой поверхности ДВП, быстро стерлась и стало, так же, как было в самом начале. Так и мучились, пока нам не оборудовали нормальный зал с зеркалами, станками и паркетным полом.

Сейчас появился танцевальный линолеум, который предназначен специально для хореографических залов. Допускается так же деревянный и паркетный пол. Давайте снова обратимся к СанПину с этим вопросом. Там написано следующее: «Полы в зале должны быть дощатые некрашеные, или покрытые специальным линолеумом.»

А теперь, то, что касается других моментов, которые я не выделила в отдельные пункты, но тоже очень важных.

Большое значение имеет отопление зала. Если зал холодный, то это приносит определенные трудности: занятия в одежде, которая затрудняет движения, невозможность заниматься партером.

Слишком душный зал тоже плохо. Т.к. при духоте очень тяжело заниматься, повышаются нагрузки на сердце. Комфортной для занятий хореографией, по СанПину, считается температура 18 градуса.

Вот таблица из СанПина

Если зал душный, то неплохо было бы иметь кондиционер. Либо не забывать регулярно проветривать помещение. Зал должен быть светлым. В полутемном помещении заниматься, согласитесь, не приятно.

«Больное» место многих хореографов это очень маленькие залы. Да, собственно говоря, залом-то эти помещения назвать язык не поворачивается. Меня достаточно часто спрашивают сколько квадратных метров на человека положено при занятиях хореографией. Обратимся к СанПину. Цитирую пункт 5.5.1. «Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и танцами площадью из расчета 3 — 4 м2 на одного учащегося, высотой не менее 4 м.»

Администрация некоторых учреждений выдвигает требования, чтобы группа была 20-25 человек, ссылаясь на какие-то документы и правила, но о том, что хореографический зал не может вместить такое количество детей, почему-то забывают. Так, что этот пункт очень важен.

Все требования СанПина Вы можете почитать сами здесь.

Ну, и в заключении, хотелось бы, чтобы в зале стоял не дореволюционный кассетный магнитофон, а современная аудиоаппаратура или компьютер! Разве мы так уж много требуем для комфортной работы?

А у Вас, уважаемые коллеги, как обстоят дела с обустроенностью ваших залов? И устраивает ли Вас ваше рабочее место?

С уважением, Наталья Довбыш
Акробатика в хореографии

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Рейтинг: 0

Автор публикации

не в сети 2 недели

Наталья Довбыш

388
Комментарии: 1616Публикации: 484Регистрация: 25-04-2010

64 комментария

  • Sima

    Очень важна высота потолков и возможность проветривания. Есть такие залы, особенно в подвалах, где нет окон и дышать совершенно нечем.

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • НастЯ

    согласна,действительно на юге в культуру не вкладывают.только выбивать, и то не увсех сил хватает.

    Рейтинг: 0

    Ответить

    evgesha Reply:

    Здравствуйте все! Работаю в Украине, в центре детского творчества. Сочувствую всем, у кого какие либо проблемы с залом. Когда пришла работать в центр, зал был в ужасном состоянии, именно такой как Вы , Наталья описали в начале. Но столкнулась я с другой проблемой. Когда силами родителей коллектива и моей семьи (мужа и мамы) сделали ремонт (все перекрасили, поставили зеркала, повесили гардины и шторы, купили недавно плазму и кучу новой техники), а зал у нас 100 кв.м., 8 огромных окна, и три огромных стены в зеркалах, мне сказали что мой зал у меня дома, и стали пускать заниматься в зал всех кого не попадя!!! Очень стало не приятно и обидно от такого отношения и к ансамблю и к себе. Значит пока там была грязь ни кто не хотел там заниматься , а самое главное ни чего не хотел делать, а как только привели все в порядок, сразу всем срочно понадобилось именно это помещение, и на сегодня даже лампочку поменять все отказываются!! Вот такая у меня проблема!

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Светлана

    Здравствуйте! У нас те же проблемы: занимаемся в холле школы, нет станков, нет зеркал, на полу обычный линолеум(. Но!!! Все мы в ожидании чуда!!! У нас начали строить новую школу, обещают через 2 года закончить. Показывали нам проект, где будет отдельный танцевальный класс! Мы так этому рады! Только бы власть не сменилась и строительство не заморозилось(. Надежда есть, ведь у нас школа негосударственная и финансируется от ОАО «РЖД»)

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • innawit

    Здравствуйте! Очень хочется сделать стенд нашего коллектива. Может кто подскажет: из чего можно сделать, или где заказывают такие стенды? Чтобы фотографии можно было вставлять, заменять. Спасибо!

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Анастасия

    Добрый день! Я работаю педагогом по классическому танцу заграницей и здесь постоянно возникает один и тот же вопрос: по центру зала стоят огромные колонны!!! Причем они стоят практически во всех залах и во всех коллективах! То есть или ты всех ставишь «толпой» между этими колоннами или ты кого-нибудь не видишь:). а также приходится работать без аккомпаниатора… Что ооочень не удобно. Может давайте обсудим эту тему? я пологаю, что она тоже актуальна…

    Рейтинг: 0

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    В России сейчас тоже большинство хореографов работает без аккомпаниаторов. Все экономят!

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • у нас тоже танц. класс не в лучшей форме((((особенно что касается полов. в этом году обещаю поменять окна на пластиковые, вот тогда сказали и внутренним ремонтом займуться…так что мы пока живем надеждами

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • irin4ik

    Здравствуйте. Извините, не знаю задавали ли такой вопрос или нет- каким цветом должны быть стены в хореографическом классе??? Я тут читаю, многим деньги выделяют на пол, на линолеум — везет вам!!!! Мне сказали- купим краску белую, а ты покупай любой цвет , смешивай и крась как хочешь.. Это всё на что разорилось наше ЦДТ)))) И класс у меня 9 на 4,5 — «супер удобный» класс)))) Какие там диагонали?!!!! У меня 13 летние дети ( 10 человек в группе) на станке адажио и гранд батман уже делают через одного. Мне знакомые предложили хорошее помещение, но начальство моё не разрешило там заниматься, так как это здание им не принадлежит. Вот и встает вопрос: увольняться и заниматься в хороших условиях, или работать официально на государственной работе, но в конуре…..

    Рейтинг: 0

    Ответить

    july-mouse Reply:

    какой вам нравится цвет такой и делайте, я вот семь лет назад тоже сама с детьми старшими красила, также дали краску белую, мы добавили туда немного зеленой и покрасили, станки у нас железные мы вот их белой краской сделали, ну ничего так, тогда казалось, сейчас конечно уже чего лучшего хочется, но никто даже и не думает нам новую краску выдавать, а за станком у меня 8 человек только помещается, как раз полгруппы, вот одни у станка работают, а другие на полу растяжку делают, чего уж тут, вы не одна такая)))

    Рейтинг: 0

    Ответить

    irin4ik Reply:

    Спасибо. Я уже решила сделать нежный бледный персиковый цвет стен)))

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • а какая у него цена? и ведь его наверное тоже просто так на страшные деревянный пол с гвоздями не положишь, порвется от гвоздей, а не от дробей, ой….

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • у нас такая же проблемы, пыл, занозы, и т.д. у нас еще и гвозди торчат. Хотим линолиум с детьми сами купить

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • а подскажите пожалуйста в какой цвет покрасить стены,чтоб благоприятно влияло на психику детей?

    Рейтинг: 0

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*