Как работать с дошкольниками? Трудности и нюансы

хореография в детском садуСнова представляю Вашему вниманию, дорогие коллеги статью из рубрики «Мой опыт». Ответ на такой вопрос: «В этом году я впервые набрала группу малышей 4 – 5 лет. Мне очень тяжело с ними работать, так как они любят поиграть, побегать… Хотелось узнать мнения опытных хореографов, которые работают с таким возрастом.»

По моему очень полный и исчерпывающий ответ Алисы Радзинской.

«Когда я впервые пришла работать в детский сад, занятия проходили после сна. Некоторые детки ложились на ковер, по сути, продолжали прерванный сон. Другие садились на стульчики и исподлобья смотрели на меня, не понимая, куда и зачем их привели.

В садах тоже есть своя специфика, на занятия приводят всю группу (20 – 25 чел.), и ты должен суметь заинтересовать всех. Тогда мне пришла идея, результаты, которой я осмыслила спустя несколько месяцев. Я включила песню «Колыбельная медведицы» и уложила их на ковер. Подпевая, я обошла каждого ребенка и погладила каждого по головке. А потом по ходу песни мы махали звездам, изображали волны, плыли и наконец, присаживались и засыпали. А уже после этого я переходила ко всем остальным частям занятия. Один мальчик до последнего дня пребывания в саду подходил ко мне после каждого занятия, молча, наклонял головку, и я гладила ее. Потом как то, готовясь к родительскому собранию, я прочитала о том, как это поглаживание важно каждому ребенку.

Удивительными были результаты после этого моего опыта. И еще я советую очень внимательно подходить к подбору музыкального материала для занятий. Дети мыслят образно и музыка должна помогать эти образы создавать. Цыплят, Рыбок, Гусей, Утят – например этот всем известный танец я сопровождаю голосовой подсказкой, причем с определенной интонацией: «Клювики, крылышки, хвостики» на момент исполнения движения той или иной частью тела, через занятия они все дружно вторят мне с огромным энтузиазмом. Особенно детям нравятся хореографические композиции, где в качестве аккомпанемента использованы детские песни. Они их подпевают.

Нам дана уникальная возможность познакомить детей с волшебным миром музыки. И огромная ответственность. Работа с детьми – это очень важный момент, к которому надо относиться очень серьезно. Ведь многие из них ни дома, ни потом может уже не услышат кристально чистых звуков и не смогут их различить в той какофонии, которая льется на их еще не сформировавшийся слух. Огромное спасибо Наталье за тот музыкальный клад, что есть на этом сайте. Я потратила много лет и финансов, собирая свою фонотеку.

Почти все занятие я веду через игру, не объясняя им, что сейчас мы работаем с пластикой рук или точим ножки, или разрабатываем отдельные группы мышц. Например, в положение лежа поднять ножку под 90 градусов, — теперь мы обезьянки и забираемся на ножку, помогаем ручками, как на пальму, вот и растяжка, и игра. Для них это все лишь музыкально-хореографические, игровые композиция. Таких у меня очень много.
Например, «Воробьиная дискотека» и многое другое.

На Новогодние утренники мне повезло, Наталья прислала замечательную подборку, у меня тоже были свои изюминки, а тут купила диск с новыми песнями из мультика «Маша и медведь». На песенку «Про следы» поставила шуточный танец. Сколько у деток было радости, подбегают, рассказывают мне, что у них тоже есть этот мультик. Главное быть с ними, как бы на их волне. Если, что-то показываешь, то использовать весь запас своего артистизма и всегда любой танец, любое движение делать на полную ногу. Показывать все вплоть до мимики. В возрасте 4-5 лет мне кажется, более важно развивать у них ритмический слух, координацию, плюс есть целый перечень навыков и умений который необходим для разучивания с ними. Это различные виды ходьбы, подскоки, боковые шаги, прыжки и многое другое и все это должно чередоваться и связываться в один красивый сценарий занятия.

На занятиях использовать различные игры, игры песни, логоритмику, пальчиковые игры, элементы ритмопластики, элементы растяжек, посильные для данного возраста, учитывающие особенности возраста и анатомию, дыхательную гимнастику, элементы корригирующей гимнастики, в том числе детскую йогу, лучше в игровой форме, сюжетно-игровые и танцевальные композиции, танцы общего характера, релаксацию.

Я иногда сама придумываю стихи, подбираю к ним движения, иногда беру готовые. Даже обычное: «Тише мыши! Кот на крыше…», — можно замечательно обыграть для отработки ритмического слуха. Желательно всем упражнениям давать свое название. Это помогает детям правильно осмыслить характер их выполнения. У нас в саду на любых занятиях принято применять элементы здоровье сберегающих технологий, т.е. делать оздоровительный массаж, его тоже можно превратить в игру: побежали мурашки по ручкам, ручки потрем, щечки потрем, ушки потянем, зайчиками станем …

Очень хорошую поддержку дают всякие дополнительные аксессуары: Танцуем мышат — мамы делают хвостики, для детской самбы — я придумала взять мочалки в сеточку, похожие на розочки (их продают разного цвета), мамы обшивают их паетками , получаются замечательные штучки, а для мальчиков бутылочки от сока или «Агуши», заворачиваем в фольгу, наполняем горохом- «дешево и сердито».

Для отработки координацию очень помогают композиции с платком. На ее основе потом я поставила для малышей русский лирический танец. Атласные ленточки, колокольчики, Божьи коровки (сделали из половинок пластмассовых красных мячиков и приклеили черные точки и полоски для головы и крылышек)

Для того чтобы родители не сомневались в правильности выбранного Вами пути, необходима программа рассчитанная на несколько лет, с которой родители должны хотя бы вкратце быть ознакомлены. Тогда будет меньше возникать недопонимания между вами. Программа четко определяет цели, задачи, разделы, навыки и требования, на основе которых и планируются занятия. Каждое занятие должно создавать ощущение радости, свободы движения, вызывать радостный отклик на музыку, сообщать более светлое восприятие жизни. Особое внимание в программе надо уделить досуговым мероприятиям. Чаще всего родителям показывают открытые уроки и концерты. Досуговое мероприятие — это нечто иное. Оно может быть совместным конкурсом детей и мам, небольшой танцевальной сказкой, где мамы тоже могут принять посильное участие, придумать можно много интересного. Например, дать задание детям с мамами сделать «Ожерелье Терпсихоры». Я придумала для детей такую сказку.

«Ожерелье Терпсихоры» или твоя встреча с Терпсихорой.

— Привет, меня зовут Терпсихора – я муза танца.
— А как Твое имя ? — Спросила новая знакомая. — Меня зовут……. Терпсихора улыбнулась в ответ. Оказывается, она слышала о тебе. – «Ты только начинаешь свой путь в танце. Это замечательно. Я, всегда с интересом наблюдаю за новичками. Я, буду помогать тебе в твоем восхождение к Великому и Волшебному искусству музыки и танца.
— Если ты хочешь стать такой же, как я, надо тренироваться, и тогда, я уверенна, ты откроешь в себе волшебные силы» — с улыбкой сказала Терпсихора. — Надо только очень постараться, и все выйдет. Я помогу тебе с помощью «Ожерелье Терпсихоры». После каждого урока Ты сама будешь оценивать себя. Если ты будешь довольна собой – одевай на свое ожерелья бусину яркого цвета, если ты поймешь, что урок для тебя прошел не удачно либо вообще не прибавляй бусинку, либо она будет совсем маленькой. Храни мое ожерелье в специальной, красивой коробке, на которую сама приклей надпись «Ожерелье Терпсихоры». Желаю тебе наслаждения, радости и успехов в моем Волшебном мире танца. А теперь мне пора. Надеюсь, мы с тобой еще не раз встретимся. Твоя Терпсихора! »

Задание первое: начни собирать свое «Ожерелье Терпсихоры».
Задание второе: Нарисуй Терпсихору.

Потом каждое занятие они с гордостью будут демонстрировать свои ожерелья, спрашивать, — можно ли им надеть бусину, и сколько их уже должно быть. Пусть это тоже игра. Иногда я сама приношу им бусины и даю каждому ребенку, что бы никого не обидеть».

Алиса Радзинская

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Рейтинг: 0

Автор публикации

не в сети 4 часа

Наталья Довбыш

1
Комментарии: 1627Публикации: 465Регистрация: 25-04-2010

16 комментариев

  • У меня был такой опыт работы в садике однажды.Действительно, дети еще не готовы, с ними очень трудно.Можно, конечно, заниматься, но результат придет в свое время. При наличии способностей с ребенком можно начинать заниматься в любом возрасте(3,5-6 лет), но только индивидуально!Отработала контракт, больше к этому опыту не возвращалась-не хочется. Все-таки ребенок должен созреть для обучения, хотя многие пытаются на этом зарабатывать…

    Рейтинг: 0

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Я тоже работала в садике недолго. Поняла, что не мое. Мне проще с детьми постарше.

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • natapantera

    А я в детском саду отработала 15 лет, и именно танцы мне нравятся больше всего! Зря вы так, дети разные бывают. Ну и мы, педагоги, тоже. Кому-то нравится петь с детьми, кому-то играть. Кому-то нравится работать с малышами, кому-то с детьми постарше — дело вкуса. Но старший дошкольный возраст — это такое поле деятельности!

    Рейтинг: 0

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    На самом деле наверно каждый педагог в процессе работы и опыта тяготеет к какой-то определенной возрастной категории. Знаю много хореографов, которые обожают работать с малышами.

    Я работала с разными детьми, в работе с малышами есть свои прелести, но я предпочитаю, чтобы они приходили ко мне в коллектив, а не я к ним в детский сад. На первый взгляд кажется: «Какая разница?» Но разница есть.

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • naat

    Здравствуйте. Разница действительно есть. Я в саду проработала 3 года. Сейчас в сфере доп. образования. Когда работала в саду (мои дети были там и мне хотелось быть ближе к ним), мне казалось, что это мой возраст 4-7 лет. Но сейчас 1-2 класс мне ближе. Хотя всё равно веду и 4-х 5-ти леток. По поводу статьи хочу сказать: такие педагоги как Алиса Радзинская — это дар воспитанникам и их родителям. Я тоже стараюсь всё делать для малышей в игровой форме и очень многое мне знакомо и близко. Но, честно говоря, иногда это утомляет, надоедает, так сказать, развлекать малышей. Прочитав статью, почувствовала некий укол совести. Всё-таки надо всегда стремиться к лучшему. Наталья, я хочу ещё раз поблагодарить Вас. Общаясь на этом сайте, действительно подпитываешься энергией.

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Я работаю в детском саду уже второй год. Сразу после окончания колледжа попала в детский сад, по началу было трудно, много неясностей, но сейчас мне кажется это самый лучший возраст. Главное заинтерисовать их, показать им свою любовь к ним и тогда они сделают все, что ты от них ждешь!

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Я работаю с детками 5-6 лет , мне нравится ставить их «на ноги», они послушные верят в тебя, что смогут так же танцевать, смотрят всегда открытыми глазками.На 8 марта танцевали танец» Жар птицы», я так переживала, они мало ходили на репетиции -болели,а тут выступать репетировать тоже много не было возможности, вообщем я как и положено не спала переживала за каждого, перед выходом просила быть внимательными и вдруг Стелла мне говорит : » Не переживайте не подведём!»- я была счастлива, что мои малыши повзрослели на это время. Танец всем понравился,они постарались, хотя сбились , но это видела я .Потом мы эти ньюансы обсудили,разобрались на будущее. Мне очень нравится работать с малышами , я их понимаю.

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • KAMILLA

    ЗДРАВСТВУЙТЕ ВСЕМ КТО НАХОДИТСЯ НА ЭТОМ САЙТЕ!!!!!А Я ВОТ ПРЕПОДАЮ ВОСТОЧ.ТАНЦЫ И У МЕНЯ ЕСТЬ ВОЗРАСТ ГДЕ МАЛЫШИ ОТ 4-7 И ОТ 9-14 И Я ПОНЕЛА ЧТО МНЕ ПРОЩЕ С ВОЗРАСТОМ ОТ 9-14..С МАЛЫШАМИ КАК ТО ОООЧЕНЬ ТЯЖЕЛО В ПЛАНЕ ТОГО ЧТО ОООЧЕНЬ СЛОЖНО ДО НИХ ДОХОДИТ ТО ЧТО ОБЪЯСНЯЕШЬ..ПАРОЙ ООЧЕНЬ СИЛЬНО ИНТЕРЕССНО КАК УЧАТ МАЛЫШЕЙ В ТАКОМ ВОЗРАСТЕ ХОРОШО ДВИГАТЬСЯ…..ПРОСТО НЕ РАЗ ВСТРЕЧАЛА И ВИДИЛА ПЛАСТИКУ ДЕТЕЙ ИМЕННО ОТ 4-7 ЛЕТ…С НИМИ ЧТО С ПЕЛЁНОК ЗАНЕМАЮТЬСЯ….ООЧЕНЬ ХОТЕЛА БЫ НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ТАКИМ ПРЕПОД..ЧТО БЫ УЧИТЬ И ЧТОБ ПОЛУЧАЛАСЬ У НИХ ИМЕННО В САМОМ РАНЕМ ВОЗРАСТЕ!!!!

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Добрый вечер всем,кто сейчас на сайте!Я работаю с детьми 4-6 лет,но обратила внимание на то что дети не улыбаются.Выполняют движения с такой мимикой ,что порой диву даешься. Огромная просьба,Наталья нет ли у вас программы по актерскому мастерству ?Может быть подскажите ссылку где можно это скачать.(лучше книги)Хочется как растормошить своих карапузов.Есть специалист,но нет материала.Помогите пожалуйста!!!

    Рейтинг: 0

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Я сейчас как раз собираю материал по этой теме. Думаю, что в самом ближайшем будущем поделюсь этой информацией со всеми читателями блога.

    Рейтинг: 0

    Ответить

    valiaulianova79 Reply:

    Здравствуйте!!!! Я тоже работаю с детьми дошкольного возраста (5-6 лет), но не в садике, а в доме детского творчества. Хочу поделится своим опытом по поводу «растормошить карапузов». Конечно же всё это я провожу поэтапно (на каждом занятии по 5 — 7 минут)
    1. Для начала я провожу игру «Настоящие танцоры» (объясняю кто такие настоящие танцоры, как они стоят, ведут себя на занятиях, на сцене и т.д., обязательно рассказываю про улыбку танцора!!!!).
    2. Далее говорю, что танцор общается языком тела (т.е. молча). Затем идёт самое интересное.
    3. Задаю вопросы:
    Как танцор улыбается?
    Как танцор стоит?
    Какая у танцора спинка? и т.д.
    4. Далее провожу аналогии.
    Как плачет сам ребёнок? / как плачет танцор?
    Как радуется ребёнок? / как радуется танцор?
    Как дети смеются? / как смеётся танцор?
    как кричат дети? / как кричит танцор? и т.д.
    Конечно же дети делают всё это громко (мои даже когда кричат, я уши закрываю), а танцор всё делает молча (дети изображают, а говорю верю или не верю)
    Таких аналогий можно придумать много, насколько хватит вашей фантазии.
    5. Затем провожу игру «Актёрская пятиминутка». Тут уже дети знают, что нужно делать всё молча, изображая или лицом, или телом. В основе лежит игра для актёров «Десять масок», только я её адаптировала для моих танцоров.
    Задания:
    Улыбаемся
    Испугались
    Замёрзли
    Спрятались
    Плачем
    Удивились
    Не знаем
    Обиделись
    Разозлились ну и т.д. Конечно же всё это преподносится в игровой форме.
    Например, увидели большого страшного зверя — ИСПУГАЛИСЬ; сколько будет 158 умножить на 456 — НЕ ЗНАЕМ и т.д.
    6. Когда все эти этапы освоены, ко всему этому добавляю движение. Сочиняю сказку, где где главные герои — дети!!!
    Например.
    Собрались как то раз детишки в лес за грибами (изображаем, что берём корзинки). Идут они (ходим по залу), идут, а грибов всё не видно (смотрят по сторонам -НЕ ЗНАЕМ). Идут они дальше (ходьба по залу), вдруг навстречу невиданный зверь (УДИВИЛИСЬ) …… и т.д.
    7. Провожу открытые мероприятия для родителей (можно сказать «отчёт о проделанной работе»), где дети показываю что делали, чему научились. На таких мероприятиях, мы обязательно показываем какую — нибудь сказку!!
    Детям очень нравится, а родителям вдвойне!!!
    Ну вот примерно так у меня происходит становление танцора как актёра!!!
    Не судите строго!!! У самой когда то дети танцевали как мумии!! И я не знала, что делать!!! С опытом пришло!!!!
    Желаю успехов!!!

    Рейтинг: 0

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Интересно! Спасибо!

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Анастасия

    Здравствуте! Я тоже работаю в садике хореографом. У меня группы от средней до подготовительной.Я с вами всеми руками согласна, что детям весь материал нужно подавать через игру. Ну, вот со средней и старшей группой я успеваю поиграть. А вот с подготовишками у меня просто не хватает времени. Пока учим танец на один праздник,потом он заканчивается уже другой наступает. Сейчас к выпуску готовимся. А занятие длится по пол часа 2 раза в неделю. Я не скажу, что дети от меня уходят уставшими. Честно, они с удовольствием занимаются и танцы учат на ура!Но,я себя чувствую очень виноватой перед ними.Конечно, я стараюсь поставить интересные, веселые, сюжетные танцы, с героями мультиков и т.д. Может у кого-то такая же проблема. как вы выходите из такой ситуации?Спасибо.

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Тina

    Коллеги,я использую активный»релакс»,когда мои пупсики(5-6лет) устают.Я делаю,а они повторяют,например:»Дети,а сейчас-перерыв!Мы покатаемся на мотоцикле!Села на машину(показываю,перекинув ногу через воображаемый транспорт).Заводим !!! И сама первая озвучиваю»трр-р,трр-рр»,кручу условную ручку,»газую» и…вперед !»А вы,за мной!»,-и несколько минут бегаю по залу,за мной все мои пупсы,причем,когда они понимают,что от них хотят,то бывают импровизы и очень необычные. Подобные игры хороши 2-мя моментами:это маленькая игровая перемена(после нее мозг ребенка снова активен,он расслабился,готов к продолжению занятия), и…,если мои малыши, во 2-й половине занятия начинают спрашивать»а когда будем кататься»,значит они или устали,или им…СКУЧНО !!! Тогда сразу меняю ход занятия.

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Уважаемые коллеги!!! Мне ужасно страшно! На следующей неделе я должна выйти на работу в детский садик. Мне очень хочется, но при этом очень волнительно, у меня маленький опят работы с дошколятами, но огромное желание. И самое главное, чт о сейчас конец года, у деток в середине мая выпускной. Не знаю почему, но бывший педагог ушла ничего не оставив(она должна была доработать до выпускного). Я сразу должна поставить 3 танца и отработать имеющиеся, а в переди еще майские праздники. Очень страшно все запороть, но с другой стороны понимаешь, что иного выхода нет, иначе дети остануться без праздника…
    Подскажите, как сразу влиться в работу и мне и детям, у нас нет времени на знакомства и привыкания??? Я даже не заню их уровня подготовки((((

    Рейтинг: 0

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    В такой ситуации нужно просто брать и сразу начинать работу над номерами. «Глаза боятся руки делают» — не зря говорят в народе. Сначала посмотреть те номера, которые нужно доработать, работая над ними Вы сможете оценить уровень подготовки детей и то, к номерам какой сложности они привыкли, а потом исходя из этого ставить свои, я так думаю. А знакомиться можно в процессе урока не навязчиво через игру. Игра самый короткий путь к детским сердцам. 🙂 Удачи!

    Рейтинг: 0

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*