Основные принципы работы с концертмейстером

Основные принципы работы с концертмейстеромНаверно тема работы с концертмейстером не столь популярна в наши дни, как это было лет 5 назад. Да, ДШИ, школы Танца, некоторые хореографические коллективы практикуют работу под «живую» музыку до сих пор. Но в последнее время я часто сталкиваюсь с тем, что стремление к экономии приводит к тому, что хореографов, все чаще, оставляют без концертмейстера.

Людям далеким от мира танца сложно объяснить, что концертмейстер хореографу необходим особенно для обучения детей на начальном уровне. Но, к сожалению, многие, просто не понимают какая разница, заниматься под фортепьяно или музыкальный центр. Сама с этим столкнулась. Но, как говорится, не будем о грустном…

Наверно мне повезло, большую часть времени я работала все-таки, под «живую» музыку. В течение 5 лет работы в Детской Школе Искусств концертмейстер был постоянно, потом поменяла работу и перешла в общеобразовательную школу, поначалу концертмейстер тоже был, но постепенно часы начали сокращать, но я смогла убедить, что концертмейстер мне необходим, хотя бы для малышей. Поэтому с детьми 1-2 года обучения я работала с аккомпаниатором. Потом, правда, и этого лишилась. Теперь я как большинство работаю под музыкальный центр. Уже приспособилась. Поначалу, правда, было сложно.

Но, тем не менее, если такие счастливицы остались (у которых есть концертмейстер) поделюсь своим опытом работы с ним.

В моей практике было два концертмейстера. Первый был с опытом работы в хореографии, второй без. Это небо и земля! Если у концертмейстера до Вас не было опыта работы с хореографом, то Вам придется его всему учить. Потому, что просто уметь хорошо играть, этого мало. Надо хорошо ориентироваться в названиях движений. Знать, как и в каком темпе играть.

Для того, чтобы Ваш урок не превратился в долгие объяснения с концертмейстером, на первых порах, придется работать с ним индивидуально. Собираться вдвоем, перед уроком, и подбирать музыку к каждому движению. Как я это делала?

• Самое простое, это взять сборники, с нотами предназначенные специально для уроков классического танца, например. Там все произведения подобраны к определенным движениям. Если у Вас есть такой сборник, то Вы просто находите подходящую музыку и проделываете под нее свою комбинацию, при этом, комментируете, в каком темпе следует играть, в каких местах сделать акценты, если это необходимо. И так с каждым движением! Это, конечно, процесс не быстрый, но не обязательно все это проделать за один раз. Достаточно разобрать 2-3 движения. В следующий раз еще 2-3 и т.д. Постепенно у Вас выстроится нормальный, полноценный урок.

• Если такого сборника у Вас нет. Не беда! Берете любой сборник, здесь Ваш концертмейстер может подсказать какой лучше, исходя из того, что Вы хотите и что есть в наличии. И начинаете подбирать произведения исходя из нужного Вам темпа. Я частенько брала только какой-то определенный отрывок из произведения. Добавляя припорасьон вначале и в конце него, ну и, конечно, подгоняла под нужное количество тактов. Обязательно нужно комментировать концертмейстеру, где и как расставлять акценты в музыке. Дети тогда легче воспринимают материал.

Например, с малышами у меня есть движения, где мы 4 такта что-то делаем, 4 такта отдыхаем. В музыке мы выделяли это так. Когда делаем — музыка играет громче, отдыхаем – музыка играет тише. Точно так же можно выделять широкие и мелкие движения. Широкие — громче, мелкие – тише. Тут уже на Ваше усмотрение. Можно расставлять акценты на сильную долю. Здесь все более менее понятно. А вот, когда начинается изучение движений из-за такта, тогда детям сложнее. Здесь нужно просить концертмейстера выделять не сильные доли, а наоборот. Тоже самое, и с темпом. Поначалу темп медленный, потом увеличивается.

• Концертмейстер не должен быть весь в нотах с головой, он должен всегда краем глаза наблюдать за тем, что происходит в классе и подстраиваться под танцующих.

• Еще один момент. На каждое движение подобранное Вами вместе с концертмейстером в сборнике должна быть подписанная закладка. Чтобы во время урока концертмейстер мог быстро найти нужную музыку. У меня поначалу со вторым концертмейстером были трудности из-за того, что она на уроке очень долго искала нужный сборник. Дети остывали. И частенько она не могла вспомнить, что же накануне мы с ней подобрали и в каком сборнике. Это была большая проблема! Я поначалу, надеясь, на профессионализм концертмейстера, не опускалась до того, чтобы отслеживать закладывает ли она нужные страницы. Да к тому же откуда я знаю, может человек как свои пять пальцев знает свои сборники и не нуждается в закладках? Потом, пришлось отслеживать. И дело пошло быстрее. Концертмейстеру моему надо отдать должное, она не обижалась и просьбы мои выполняла без проблем. Но люди, конечно, бывают разные.

В общем, в конечном итоге, за 5 лет мы, конечно с концертмейстером сработались. Но трудов это мне стоило не малых! Поэтому, последний совет, если у Вас есть возможность выбирать, то выбирайте себе в концертмейстеры человека, у которого есть опыт работы в хореографическом коллективе.

Вот и все мои советы. А как у Вас происходит работа с концертмейстером?

Наталья Довбыш
www.horeograf.com

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Рейтинг: 0

Автор публикации

не в сети 2 дня

Наталья Довбыш

261
Комментарии: 1615Публикации: 555Регистрация: 25-04-2010

12 комментариев

  • Татьяна Николаевна

    Я Вами восхищаюсь! Вы просто чудо человечек, гений нашего времени в теперешнем хореографическом мире. Прекланяюсь пред Вашим трудом. СПАСИБОЧКИ за всё что есть и за то что будет Вами сделано для всех нас!!!!!!!!!!!!!!!!

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Ольга

    У меня тоже был опыт работы с концертмейстером, не работавшим в хореографии. Вот этот концертмейстер «подстраивался под танцующих». Как оказалось — это тоже может быть проблемой. На сотэ считаем «и раз — и два — и…» Аккорда для прыжка на счет «три» нет… В чем дело? Оказывается, что аккомпаниатор ждет, когда они прыгнут. А танцоры ждут аккорда. Кто прыгнул по инерции, кто не успел, кто ждет — полный развал. Оказывается, она (аккомпаниатор) работала музыкальным работником в детском саду и искренне удивилась, что не надо ждать, когда дети подпрыгнут. Пришлось объяснить, что дети должны слушать музыку и её танцевать.

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Уважаемая Наталья! Огромная благодарность ВАМ за Ваш труд. Вы себе представить не можете сколько полезного для себя и своей работы я здесь нахожу.Всегда жду с нетерпением Ваших писем.

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Вероника

    Мой концертмейстер умничка, профи! Пауз на занятиях с ним нет, все здорово! Но, тоже одно время стал подстраиваться под детишек, так, думаю, надо объяснить, что так нельзя! Немного обиделся, » я же им подсказываю»…Но понял, что они должны слушать музыку. Сильную долю в младших группах на середине выделяет, я считаю что правильно!
    Наталья, спасибо за материал!!! Удачи вам и успехов!!!

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Юлия

    Да хороший концертмейстер — это редкость, то есть опытный и стремящийся развиваться. У меня концертмейстер без опыта на хореографии, человек пожилой, но очень старается, покупает разные сборники, играет то что я попрошу и не обижается на замечания, хотя в мамы мне годится. А еще я считаю, что концертмейстер должен быть соратником и болеть за одно дело. Когда я занимаюсь под фонограмму, она шьет костюмы, заполняет тетради по терминам и т.д. Это очень важно — большая помощь))))

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Алина

    Замечательная статья!
    Я начинающий концертмейстер классического танца, работаю второй год. Хорошо, когда педагог попадается «нормальный» — т.е. подскажет и все объяснит начинающему коллеге.
    Но иногда бывает и другое — даст название учебника, где ноты и все. А на занятиях красней, пыхти и угадывай, что означает очередное непонятное слово-движение. Это ужасно. Отбивает всякое желание работать.
    Объясняйте концертмейстерам, что вы от них хотите. И желательно наедине, а не перед всем классом на уроке, при этом демонстративно закатывая глаза.

    Рейтинг: 0

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Ну, вообще принято ( во всяком случае так было у нас в училище, когда я училась) обсуждать с концертмейстером до урока или в другое специально отведенное время все, что будет нового на уроке. Заранее совместно подбирается и обговаривается музыка для каждого движения и пр. Другое дело, что бывает так, что либо концертмейстер все время отмахивается от предложения хореографа найти свободных пол часа для этого отговоркой, что у него нет времени (у меня такое было), либо наоборот хореограф от концертмейстера. Надо находить компромиссы и работать в паре, тогда все будет в порядке.

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Наида

    Здравствуйте!!!Спасибо за советы!!!Хореографы должны уважительно относится к концертмейстерам…Так как аккомпанировать хореографам не легко…

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Здравствуйте! Подскажите пожалуйста. Я работаю хореографом (руководителем хореографического коллектива) в общеобразовательной школе. Хочу аккомпаниатора, но не знаю полагается ли мне на коллектив такая ставка. Кто нибудь знает при каких условиях я могу просить у начальства аккомпаниатора??? Спасибо!

    Рейтинг: 0

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Я тоже работала в общеобразовательной школе и у меня был аккомпаниатор, правда всего на 0,25 ставки (это 4,5 часа), но я и этому была рада. Брала ее на занятия с младшими группами. Такой ставки в школе, конечно же, не предусмотрено. У меня на занятиях аккомпанировала учительница по музыке. В школе есть часы предусмотренными на дополнительное образование, одним словом на кружки. Вот с этих часов и было выделено время для работы в моем коллективе. Но все это, как Вы понимаете, на усмотрение администрации Вашей школы.

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Наталья

    Я работаю концертмейстером в объединении вокал и художественная гимнастика 22 года .С первых дней не помню, что бы педагог тренер помогала мне в выборе музыкального сопровождения,тем более оснощала меня муз,сборниками!Весь репертуар подбирала самостоятельно,на протяжении всей моей работы накопился разнообразный замечательный нотный репертуар.это стоило многих часов проведенных в интернете и каждый отпуск выезд в нотные магазины больших городов ,так как в нашем городе ноты не завозят. Удивительно слышать,что хореографы что то объясняли ,искали ноты для своего концертмейстера и вообще так нянчились со своими концертмейстерами.

    Рейтинг: 0

    Ответить

    Людмила Reply:

    Я тоже работаю концертмейстером на художественной гимнастике больше 10 лет.Отношения с девочками-хореографами отличные, но вот тренеры… Я не знаю как в других местах, но у нас они все фанатички, готовы сидеть в зале день и ночь и думают, что все так должны. А я отказываюсь работать за просто так- у меня зарплата самая маленькая (никаких надбавок за достижения, часов в неделю на ставку, больше всех), а работаю как и все. Говорю им, а они искренне возмущаются: «Мы все так работаем!»
    Почему-то ко всем нашим концертмейстерам отношение не как к работникам и коллегам, а как к обслуживающему персоналу. Сначала обидно было, а потом решила: как относитесь так и получайте. А я свое отработала и ушла…

    Рейтинг: 0

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*