Украинский народный танец

украинский танецУкраинский народный танец развивался на протяжении всей истории украинского народа, обогащаясь новым содержанием и своеобразными, выразительными средствами. В нем нашли свое отображение радость творческого труда, героизм борьбы и величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие украинскому национальному характеру.

До воссоединения Украины с Россией украинский народ подвергался поработительным набегам, грабившим его материальные и духовные богатства. Упорная, продолжительная борьба с крымскими татарами, польской шляхтой, австро-венгерскими панами, наложила оттенок на все народное творчество, в особенности на песенное и эпическое.

Украинский народ, в силу постоянных бед, обрушившихся на него со всех сторон, по своему складу характера скорее драматичен, нежели весел. Особенно это заметно по песням и танцам женщин, в которых говорится о тяжелой женской доле. В силу необходимости постоянно отражать набеги иноземцев, мужское население Украины, образовав Запорожье и другие казачества, почти все время проводило в походах. На плечи женщин ложился нелегкий труд и одиночество.

Но с казачеством связана тема борьбы и воли, непримиримость к врагам, вольнолюбию, жизнерадостности, которые порождались самой борьбой украинского народа за свою независимость. Тут же имеет место и общепризнанный искрометный украинский юмор, с которым казаки, а с ними и весь народ Украины, относятся ко всем свои невзгодам, высмеивая своих врагов.

Сегодня народное искусство Украины по своим отличительным чертам и этнографическим особенностям делится на 5 этнографических зон.

I-я зона – Центральная Украина. В нее входят Киевская, Полтавская, Сумская, север Харьковской, Черкесская, юг Житомирской, север Днепропетровской и Запорожской областей. Этот район характеризует то, что обычно принято считать обще украинским.

Здесь сложился общенациональный украинский язык, путем слияния киевского и полтавского наречий. Танцем культура этого района очень богата. Здесь бытуют гопак, и казачки, веснянки, хороводы. Нужно отметить, что на создание украинской культуры танцевальной, как и культуры вообще, огромное влияние имели культуры соседних народов: России, Белоруссии, Польши, Венгрии, Крымского ханства и др.

II-я зона – Полесье. В Полесье входят: Волынская. Ровенская, север Киевской и Житомирской, юго-восток Львовской и некоторые части других областей. Из географического положения видно, что на творчество Полесья большое влияние имеют Польша и Белоруссия.

Шаги танцев более мелкие, с прискоком, осторожные, мало, чем похожие на движения танцев степной Украины. Наиболее распространенными в этих краях являются такие танцы как “Прутняк”. Само название этого танца говорит за себя – это, значит, крутиться, вертеться. Рисунок этого танца больше построен по кругу. Но только большой круг встречается редко, чаще всего он дробится на мелкие кружки и кружочки, быстро, на мелких, дробных шагах вращающихся по движению часовой стрелки, Также распространен здесь и “полесский гопак”, который является разновидностью общественного гопака.

III-я зона – Подолье. Район Украины, примыкающий к Карпатам и выходящий к границе с Венгрией, Румынией, Чехией. Она включает в себя Хмельницкую, Тернопольскую, Дрогобычскую, юго-запад Иваново-Франковской областей.

В этих местах издавна развивались овцеводство, скотоводство, имеющие решающее значение в оформлении быта и культуры этого края. В танцах преобладают трудовые и игровые темы. Повсеместно бытуют в этой местности такие танцы как “Роман”, “Никола”, “Марина” и пр., которые чаще всего строятся на игровом элементе и на отношениях между участниками. Очень распространены тут обрядовые пляски и хороводы, но о них ниже.

IV-я зона – Карпаты. Наиболее в этнографическом плане большая зона. Карпаты населяет множество больших и малых народов. Культура здесь очень богата и своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Тут как нигде сказывается близость и влияние соседей. Каждый район и область очень своеобразны и неповторимы. Гуцулы, буковинцы. бойки, станиславцы, верховинцы и множество других народностей, населяющих Карпаты, – все имеют свою песню, танцевальную культуру, свой костюм, свои обряды и обычаи. Изучение этой богатой культуры составляет отдельную тему.

V-я зона – Крым с прилегающими к нему крайне южными областями Украины. Сюда входят: Одесская, Симферопольская. юг Запорожской и Днепропетровской областей, Николаевская область.

Тут чувствуется влияние татарской культуры, так как эта территория была территорией Крымского ханства. Из танцев, относящихся к украинским, здесь наиболее распространен херсонский гопак. Это танец украинских чумаков, ездивших на волах в Крым за солью. Творчество чумаков, их песни и танцы имели огромное значение для развития украинских тенденций в Крыму.

Характеризуя общенациональные танцы Украины, следует, прежде всего, отметить то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины, Изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний – порождало новые традиции, новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами русских и других славянских народов.

Как и у большинства этих народов на Украине тоже существуют купальские обряды с их весенними играми и забавами, рождественские праздники с кол ядами и щедринками и др. Все эти обряды явились наследием еще языческой Руси и порождали массу ритуальных и обрядовых танцев. Хороводы вокруг майского дерева “Маринонька”, в котором девушки плетут венки, гадают, и рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка. Все эти пляски известны под общим характеризующим названием – “Веснянка”.

В них наряду с девичьими хороводами имеются и пляски ряженых. Удалы пляски парней с девушками вокруг костра и т.д. Вершиной же, карточкой танцев Украины, является гопак. Он в первоначальной своей форме недавно. Это был воинственный танец запорожских казаков, и первоначально плясать гопак разрешалось только мужчинам. В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль, смелость. Часто изображались в гопаке целые сцены боя, походов. О танцующем гопак казаке в народе говорили: “Казак пляшет, как на коне скачет”.

У запорожских казаков гопак имел особое, организующее значение. Так, известно множество фактов, когда в стане казаков не было единства фактов, когда в стане казаков не было единства в отношении плана действия и когда все способы для достижения единства были исчерпаны, гетманы, взяв в руки булаву – символ гетманской власти – выходили в круг и, предварительно поднеся казакам по чарке горилки, начинали плясать гопак. Тот из казаков, который входил в круг плясать, тем самым давал согласие на повиновение гетману, и часто случалось так, что гопак всех увлекал в пляс.

Позднее гопак стали танцевать не только на Сечи, но и в деревнях, и в городах. Сначала, как и на Сечи, его танцевали одни мужчины, но постепенно входят и женщины. Так он постепенно приобрел парадную форму, которую мы наблюдаем сейчас.

Очень сходен с гопаком и другой, посвященный запорожским казакам украинский парный танец – “Казачок”, названный так народом в честь своих защитников. Фактически это гопак, только в несколько упрощенной форме. Казачок обязательно и всегда танцевали парами, и вследствие участия в нем девушек, казачок более лиричен, не имеет больших трюков, рисунков.

Танец Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен. Искусство Украины, как и всякое искусство, отражало в себе всю историю и жизнь украинского народа, его в прошлом нелегкую жизнь.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

8 комментариев

  • Владимир

    В общем плане все верно, но вы забыли еще о 2 регионах:

    1. ВОЛЫНЬ (северо-западная Украина). В этот регион входят территория современных Волынской и Ровенской областей, а также часть территории Житомирской области.
    2. СЛОБОЖАНЩИНА (северо-восточная Украина): территория современных Харьковской, юг Сумской, север Луганской и Донецкой, восток Полтавской областей. А также некоторые сюда включают и юг Курской, Белгородской и юг Воронежской областей России. Соответственно, характер хореографической лексики соответствующий и много влияний российского народного танца.

    И традиционно регион Карпаты делят на: Буковину, Гуцульщину и Закарпатье.

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Спасибо, Владимир, за дополнение!

    Ответить

  • zaika

    А можно приобрести с Вашей помощью описание движений и музыкальный материал, для дальнейшей работы в университете, это будет весьма новеньким для нас и них?! Заранее огромное спасибо!

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    В следующей статье будут описания основных движений! А музыкальный материал поищу и дам в следующей рассылке.

    Ответить

  • с недавнего времени мучает вопрос “веревочки” в украинском танце. В Академи нам говорили, что она не входит в лексический материал. Заранее благодарю за освещение в этом вопросе.

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    А нас учили, что веревочка одно из характерных украинских движений, только, конечно, низкая веревочка. Нога переносится на уровне щиколотки из-за достаточно быстрого темпа танца.

    Ответить

  • Не все так просто.В разных учебниках исполнение веревочки описано по разному. Это зависит от региона, лексики, характера. В основе веревочки – Passe. Высота переноса ноги зависит и от костюма. В гопаке – узкая плахта – нога ниже. В польке – широкая юбка ……
    В 2008 году в Киеве издали учебник В.О. Камина “Народно – сценичный танец: групповое распределение упражнений около станка.” – для студентов хореографических отделений институтов. Это же описание есть и в книге (нет сейчас под рукой – не помню автора) “Лексика украинского танца”

    Ответить

  • tigry1

    Могу еще посоветовать учебник Е.Зайцева “Основы народно-сценического танца” (ч. 2) Вышел он в 1976 году, но недавно переиздавался.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *