Специфика работы с детьми, имеющими физиологические отклонения

 data-events-physical-common-zarlvkcto6c-500x500

В детский хореографический коллектив часто приходят дети без хореографических способностей, лишенные данных , музыкального слуха , чувства ритма, не подходящей фактурой, в последние годы с физиологическими отклонениями, выраженными в косолапии, плоскостопии, искривлении позвоночника , психологически закомплексованных или имеющих неуравновешенный характер, но с очень огромным желание заниматься.  Что же делать, если таких детей все больше?

Отказывая им в обучении, убеждая заниматься чем-то другим, мы непроизвольно ущемляем их права, чем очень сильно обижаем, и этим самым у многих детей формируются комплексы. Правильно ли это? Неужели профессиональные  педагоги не могут выработать методику работы с такими детьми, используя их желание?

Одного желания естественно не хватит. А если использовать трудоспособность  этих детей, плюс  опыт  руководителя , который знает особенности каждого ребёнка , чувствующего ситуацию и знающего как правильно сформировать из совершенно неподходящих для хореографии детей танцоров?

Не спорю, что заниматься с одарёнными детьми одно удовольствие. В них мы воплощаем все свои идеи , с ними усовершенствуемся, придумываем различные методы прогрессивной технической подготовки , делая их профессионалами всё с более юного возраста. Но можно ли назвать совершенным в своей профессии педагога , идущего по пути наименьшего сопротивления?

Я думаю, что дети без данных, являются своего рода экзаменом на профессионализм. Конечно, никто не заставляет хореографов брать таких детей в коллективы. А если и берут всех подряд, то на фоне остальных детей, эти дети чувствуют себя ущербно, постоянно подвергаясь недовольству руководителя и насмешек товарищей. В конце концов ничего хорошего не происходит .

В основном дети перестают посещать занятия, и любовь к танцам превращается в негативные воспоминания. И они уже точно никогда не приведут своих детей заниматься хореографией.

Ситуация неприятна еще и тем, что об этом мало кто задумывается. А что , если таких «не пригодных» детей станет ещё больше, (а такая тенденция растёт с катастрофической прогрессией), а у «пригодных»  не будет вообще желания заниматься , с кем тогда работать? Очень не хотелось бы такого поворота событий.

Но будем смотреть фактам в лицо. Косолапие, плоскостопие, дисплазия, сколиоз, раннее окостенение, и еще неуравновешенная психика- это бич нового поколения. В эпоху новых технологий, очень много детей с опережающим развитием, но физиология, психология , требуют коррекции.

Поэтому, если у ребёнка есть желание , его надо приветствовать , поддерживать, поощрять , пропагандируя этот красивейший вид искусства, повышая уважение к своей профессии со стороны общественности. Лишний раз доказывая, что хореографы- это не просто творческие личности, хорошие организаторы и специалисты, но и педагоги-психологи, и своего рода «врачи», исправляющие, по мере возможности физиологические отклонения.

  Специфика работы с детьми, не наделёнными хореографическими способностями и данными, имеющими физиологические отклонения.

      Самым главным в работе  с такими детьми. Является формирование  групп, отделённых от остальных детей. Но это отделение ни в коем случае не должно быть озвучено . Пусть радуются своим успехам, даже не подозревая  , что у кого-то всё это имеется от природы. Это маленький психологический манёвр.

         Начнём с более распространённого: отсутствие слуха , чувства ритма, координации. В помощь хореографу приходит аккомпаниатор. Со всеми детьми , даже одарёнными, должны проводиться музыкальные занятия. В моём коллективе у групп первого года обучения , музыкальные занятия проводятся в конце  каждого урока.  Для детей в нашем случае, эти занятия длятся на 5 мин дольше. И начинаются с самого простейшего.

На ранних этапах это хлопки в сильную долю, в разных темпах; для параллельно развивающейся координации добавляем озвучивание песен движениями, имитирующими его действия, добавляем эмоции, раскрепощая и потихонечку освобождая от комплексов и развивая актёрское мастерство.

В начале берутся лёгкие детские песни и распевки, затем более сложные. Изучая движения звуков вверх, вниз, также добавляем аналогичные действия , добавляя в одновременное исполнение голову, после голова+руки, голова+руки,ноги. Движения с каждым уроком должны меняться в зависимости от характера музыки (пластичнее, или чётче ).

Хореограф с аккомпаниатором должны готовится к каждому уроку, и усложнять его исходя из успеваемости  учеников. Вот увидите, ваш труд не будет напрасным.

Следующее: отсутствие хореографических данных.

Вот стоят перед вами дети: один с иксообразными ногами, и бегает коленками вместе, другой с таким косолапием, что ноги смотрят в обратную 1поз. , ещё один даже ногу на 45 градусов поднять не может, я уже не говорю о тазобедренной невыворотности, отсутствии гибкости, сутулости , с лишним весом(о подъёме я вообще промолчу),  и думаете вы, как из этих «брёвнышек» Буратино сделать? И начинаете вы с партерной гимнастики с элементами йоги.  Вот тут, как ни в каком другом обучении нужен индивидуальный подход. Вы своими руками , своими знаниями физиологии, анатомии человека, исправляете недостатки.

Ещё очень важно, чтобы после каждого занятия, вы выходили к родителям и давать рекомендации по каждому ребёнку. На пример с косолапием бороться нужно круглосуточно. Дома- это жёсткая обувь , одетая наоборот, для улицы должна быть ортопедическая обувь, ежедневный массаж ноги ( которому вы легко можно обучить родителей).

На занятии при исполнении движений на развитие стопы , необходимо строго следить за исполнением, при необходимости несколько раз повторить. При плоскостопии помимо занятий, давайте задание родителям, чтобы дома, в игровой форме заставлять чаще ходить  на носках, дома делать «релеве» и «мячик».

Так же нужен массаж. У маленьких детей, плоскостопие, при усердных занятиях, исправляется за 1-2 месяца, а у детей постарше, школьного возраста до 5 мес. И исправить плоскостопие ещё возможно до полного формирования ребёнка .

Если есть сутулость, или  искривление позвоночника (сколиоз),обязательно нужно обзавестись необходимым поясом ( одевается он на плечики, и обхватывает талию), который нужно носить дома. На занятиях , при исполнении детьми партерной гимнастики, нужно внимательно следить за положением позвоночника,  элементы йоги (асаны) нужно подбирать внимательно, даже индивидуально, начиная с простого, где нет повышенной нагрузки на больной отдел позвоночника ( исходя из степени сколиоза).

Когда асаны вам помогут растянуть мышцы и укрепить их  , усложняйте элементы. Но всё равно с самой наименьшей активностью и очень планомерно увеличивающейся нагрузкой. Дома порекомендуйте родителям приобрести турник.  Вообще родители-это ваши помощники на пути обучения. Обязательно дайте каждому домашнее задание, определённые движения, упражнения.

Т.к вы видите их не каждый день, а результат увидите быстрее с домашним заданием. Вся эта смешанная гимнастика, она повторюсь, для этих детей первоочередная необходимость. И снова хочу отметить, что педагог должен очень много знать и уметь, понимать и чувствовать, чтобы помочь этим детям и не навредить!

Но одна гимнастика не может вызвать эмоциональный всплеск , получаемый от танца. Поэтому , растанцовываю их.

В этом помогают элементарные движения: подскоки, галопы, выпады,  покачивания, прыжки и т.д . Придумываем истории и в движениях обыгрываем их. Импровизируем. Последнее полезно и для развития актёрского мастерства, и для выявления и подавления комплексов. ( Чтобы знать как бороться, надо выяснить с чем имеете дело, и после искать приемлемые варианты борьбы и исправления).

В благоприятной рабочей обстановке дети, поглощенные процессом, нередко забываются, а после и избавляются от них, начинают раскрываться  и приобретают в последствии мастерство импровизации. Точно также мы импровизируем и с одаренными детьми, закомплексованность это не редкость.

Иногда отличный исполнитель, не может передать полноту образа из-за какой-то своей психологической закрепощенности. Дети на таких занятиях с удовольствием изображают  одушевленные и неодушевленные предметы, хорошо развивается фантазия.

Начинать такие игры нужно сначала всем вместе с вашими непосредственными подсказками, после конкурсы подгрупп, парные, и только в конце индивидуальные. В противном случае такие игры могут напугать детей, а нам нужно, чтобы интерес к ним был повышен. Помогают закрепить результат музыкальные занятия, описанные выше.

Если обучение двигается в правильном направлении, и хореограф не ускоряет этапы но и не сдерживает их.

     

Работа с детьми, имеющими комплексы и прочие психологические проблемы.

       Если вы не сталкивались с медицинскими терминами, то можно описать проявление психологических проблем ( не беру в о внимание детей ЗПР и пр)

у детей в виде повышенной раздражительности, обидчивости, восприимчивости, детей подверженных фобиям( копофобия- боязнь перетрудиться( некоторые преподаватели принимают её за лень), скопофобия- боязнь казаться смешным ( часто проявляется чрезмерной замкнутостью и застенчивостью), спектофобия- боязнь зеркал, и прочие фобии), закомплексованных .

Комплекс, (сформировавшийся у ребёнка с детства из-за неправильного воспитания, поведения взрослых) может преследовать человека всю жизнь, поэтому легче от него избавиться в детстве. Поэтому, вы, как никто другой можете помочь в этом.  Хореография- это искусство, через которое можно многое исправить. Тем более, вы- авторитет и для детей и для их родителей.

Не будьте к таким детям равнодушными. Распознайте проблему, пообщайтесь с родителями. Относитесь к таким детям иначе (к каждому нужен индивидуальный подход, чтобы не усугубить ситуацию), но не выставляйте на показ их проблемы. Боритесь с ними на невидимом фронте.

Если ребёнок вздрагивает даже от громких звуков, боится зайти самостоятельно в зал. Это не просто его прихоть, имейте в виду. Это может быть или одна из фобий, ли комплекс. Попробуйте пообщаться с ним, если он начнёт зажиматься, но вы видите, что его интересует происходящее в зале.

Предложите маме с ним поприсутствовать на занятии, если это «ваш» человек, желающий научится танцевать, он освоится и будет возле мамы пытаться повторить движения, но ели в этот момент вы на него обратите свой взор, и он остановится и снова прижмётся к маме, то это фобия.

Такие дети в основном осваиваются, интерес побеждает, и в момент заинтересованности, он забывает о своих страхах. Таких примеров огромное множество. Фобии и комплексы мешают ребёнку в полной мере получить информацию.

Они могут исполнять движение, потом остановится , ничего не делать, отойти в сторону и т.д. Не кричите на него. Это бесполезно. Полезна «шокотерапия» только для совсем противоположных детей. Неугомонных, гиперактивных, всё время обижающих остальных ,и мешающих вам.

С такими детьми нужно поступать иначе. Я , например, использую метод «познай сам». К примеру, все дети жалуются на одного такого ребёнка. Одного ущепнул, другого укусил, третьего ударил и т.д. Замечу, что бы не написано было у многих авторов, ни один метод на 100 процентов не помогает.

Если «1000» раз пообщавшись с ним и его родителями, пользы это не приносит,  я просто разрешаю детям (при мне), сделать ему тоже самое. Поверьте, это работает. Когда он знает, что всё что он сделает другому человеку, сделают и с ним, начинает задумываться, и это срабатывает тормозом для негативных действий. Бывают и такие, которые с родителями ведут себя хорошо(возможно боятся), а на занятиях всё время что-то выкрикивают, бормочут, не умеют сдерживать свои эмоции .

Они начинают вам мешать вести занятие. Для них это способ проявиться, привлечь к себе внимание таким образом, и реакция детей на него важней, а гнев руководителя его совершенно не пугает, своего рода любители публики, «артисты». Тут тоже я борюсь его же методами. Хорошо, если в группе такой один, а если их несколько? Тратить своё здоровье  совсем не обязательно.

Некоторые руководители просто выгоняют их из зала. Но так можно постоянно выгонять, а смысл тогда обучения в чём? Только психологическая борьба. В помощь себе привлекайте детей-лидеров, их мнение для детей «артистов» очень велико. Когда дети перестают обращать внимание на их выходки, вы ,проводя беседы с детьми, покажите этого ребёнка ему же себя со стороны, давайте ему ответственные поручения. Одним словом, «переманите» его на свою сторону.  Таким образом вы ребёнка потихоньку исправите.

Если вы не можете справиться с ситуацией, обратитесь за рекомендациями к психологу. Почитайте сами литературу. Всё время совершенствуйтесь, это очень полезно и нужно. Справитесь со сложной ситуацией, это будет хорошим опытом в разрешении последующих.

      Автор: Сиденко Инна Васильевна
Руководитель коллектива ” Академия хореографии” г. Луганск (ЛНР)
ГУ”ЛУВО ” Академия детства” и ГУ “ЛОУ – СОШ № 55 им.Рокоссовского”

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,50 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *