Программа хореографического объединения «Бусинки»

pobedu_tanc

Программа хореографического объединения «Бусинки».
Рассчитана на 2 года обучения.
Возраст детей: 3-6 лет
Автор педагог дополнительного образования:
Соколова Марина Александровна

.
.
.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как важный и нужный процесс развития детей.

Хореография искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.

Хореография — искусство, любимое детьми. И работать с ними — значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного.

Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка.

Наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысляющим происходящее.

Но грош цена балетным успехам дошкольника, если мы не сумеем привить ему необходимых нравственных качеств. И тут уже совершенно необходимо понимание внутреннего мира ребенка, детского мировосприятия. Уметь проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим малышу красоту танца, музыки.

Обучение хореографии – всегда диалог, даже когда воспитанник еще маленький человек, но все равно от его настойчивости, целеустремленности в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».

Именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка.

Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождает движение, повышает качество их исполнения — выразительность, ритмичность, четкость, координацию.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ПРОГРАММЫ:
— музыкально-ритмические занятия;
— методика физических упражнений, как подготовительный этап в освоении танцевального искусства.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
— формирование у ребенка активного творческого восприятия музыки;
— привитие способности получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой;
— выработка умения выразить содержание музыки движениями.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

для первого года
— развить силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений;
— укрепить здоровье детей;
— формировать красивые манеры, походку, осанку;
— избавить от стеснительности зажатости и комплексов.

для второго года
— развить творческую активность;
— тренировать память, внимание, воображение;
— способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков;
— обучить детей элементам танца;

ФОРМЫ РАБОТЫ

Групповая.

— занятие по форме проведения имеет строгую систему построения: определенное начало, постановку целей и задач, объяснение, закрепление или повторение материала, учебное домашнее задание. Части занятия должны быть взаимосвязаны, следовать одна за другой;

занятие соответствует следующим принципам обучения: оно показывает воспитывающее влияние, является доступным, способствует прочному и осознанному усвоению материала, формированию умений и навыков, включает элемент новизны (научности);

— при подготовке и проведении занятий хореографией учитываются современные психолого-педагогические, методические, возрастные подходы к обучению и воспитанию.

МЕТОДЫ РАБОТЫ
Организация занятий основами хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.

Преподаватель для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.

Наиболее характерными являются:

— Метод показа.
— Словесный метод.
— Музыкальное сопровождение как методический прием.
— Импровизационный метод.
— Метод иллюстративной наглядности.
— Игровой метод.
— Концентрический метод
(Смотри подробнее в приложении)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу первого года обучения воспитанники должны:

Знать:

— Правильное поведение в танцевальном зале.
— Азы музыкально ритмического занятия.
— Основные упражнения на выявление ритмического рисунка по средствам движения, сначала любого (простукивание, похлопывание, притопывание, вышагивание), а затем танцевального.

Уметь:

— Обрести навык становления чувства ритма, темпа исполнительских навыков, художественного вкуса.
— Владеть комплексом упражнений на развитие силы, выносливости гибкости, координации движений.

К концу второго года обучения воспитанники должны.

Знать:

— Виды шага танца.
— Танцевальные движения с прыжками.
— Правила исполнения физических упражнений.

Уметь:

— Выполнять элементы танца, основываясь на программных движениях.
— Начинать и оканчивать движения вместе с музыкой.
— Применять исполнительские навыки в заданных комбинациях или танце.
— Самостоятельно вносить элементы танцевальных движений в музыкально-ритмической деятельности.

УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для первого года обучения

2014-12-22 17-15-04 Рабочий стол
2014-12-22 17-16-19 Рабочий стол

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Вводное занятие
Теория: Правила безопасности. Поведение в танцевальном зале. Почему люди танцуют.

Тема: № 1 «Темп движений»
Теория:

а) устойчивость в темпе;
б) переключение с одного темпа на другой;
в) постепенное ускорение или замедление темпа.

Практика: Упражнения, вырабатывающие навык устойчивости темпа. Упражнения на переключение из одного темпа в другой:

а) с постепенным ускорением;
б) с постепенным замедлением.

Тема: № 2 «Характер и динамика движений»

Теория:
а) отражение в движении характера музыки;
б) отражение в движении динамических оттенков (форте, пиано, легато, стаккато).

Практика: Упражнения, вырабатывающие навык передачи характер музыки.

Тема № 3 «Форма и фразировка»

Теория:
а) часть;
б) предложение;
в) фраза.

Практика: Работа над музыкальной формой и фразировкой дает возможность планировать движения в пространстве. В заданиях фигурные построения могут наглядно передавать структуру музыкального отрывка.

Тема № 4 «Метр»

Практика:
а) движение, отмечающее начало такта;
б) вступление в движение на такт позднее своего соседа;
в) затактовое построение;
г) дирижерские жесты на 2/4, 3/4, 4/4;
д) дирижерские жесты, совмещенные с шагами, бегом, прыжками.

Тема № 5 «Ритмический рисунок»

Практика:
а) целая нота;
б) половинная;
в) четверть;
г) восьмая, шестнадцатая, прыжками.

Тема № 6 «Передача ритмического рисунка»

Практика:

а) хлопками, шагами;
б) бегом и другими движениями;
в) соблюдением пауз;
г) синкопированными движениями;

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Тема: № 1 «На напряжение и расслабление мышц»
Практика: Упражнения, на напряжение и расслабление мышц (Божественная поза, поза бриллианта).

Тема: № 2 «Выворотность ног»
Практика: Упражнения, на развитие выворотности (Турецкая поза, с наклоном корпуса вперед, поза лягушки).

Тема: № 3 «Исправление недостатков осанки»
Практика: Упражнения, для укрепления мышц спины (божественная поза, поза бриллианта, лодочки, кольцо).

Тема: № 4 «Развитие танцевального шага»
Теория: Сжатие, напряжение, сгибание, разгибание как уникальный инструмент танцевальной деятельности.
Практика: Упражнения, на развитие шага (поза полу-шпагата, наклоны в стороны и в перед сидя на полу, шпагаты продольный и поперечный).

ПОДГОТОВКА К МАССОВЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ

(Выступления, концерты)

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

(Открытое занятие)

Для второго года обучения

2014-12-22 17-21-26 Рабочий стол
2014-12-22 17-21-56 Рабочий стол

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Вводное занятие
Теория: Правила безопасности. Поведение в танцевальном зале. Танцевальное разнообразие.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Тема: № 1 «Виды шага в танце»
Теория:

1. Спокойная ходьба — амплитуда и длина шага небольшая.
2. Хороводный шаг — техника та же, но шаг более длинный и плавный.
3. Приставной хороводный шаг без смены опорной ноги.
4. Приставной хороводный шаг с поочередной сменой опорной ноги.
5. Широкий шаг — максимально длинный хороводный шаг (перешагивание).
6. Топающий шаг — поочередные притопы правой (левой) ногой с небольшим продвижением вперед (назад).
7. Семенящий («плавающий») шаг — плавный хороводный шаг с продвижением вперед (назад) на длину ступни.
8. Высокий шаг — нога не выносится вперед, а сгибается в колене и поднимается вверх под углом 90°.
9. Переменный шаг — в основе техники — хороводный шаг.
10. Боковой приставной шаг — на «раз» — вправо (влево), на «два» — левая (правая) нога приставляется к опорной.
11. Боковое припадание — на «раз» — боковой шаг с носка правой (левой) ноги, колено сгибается (как бы маленькое приседание). На «два» левая нога приставляется к опорной на носок и выпрямляется.
12: Шаг на носках.
13. Пружинящий шаг — это «пружинка» с продвижением на всей ступне.
14. Крадущийся шаг — это «пружинку» с продвижением на подушечках и низких полупальцах (образ куклы или балерины).
16. Шаг польки — движение начинается не с шага, а с подскока на левой (правой) ноге.
16. Боковой шаг «крестик» (вправо-влево) — на «раз» — шаг в сторону с правой (левой) ноги, на «два» — перед опорной ногой накрест ставится вторая.
17. Шаг скрестный вперед-назад («косичка») — хороводный шаг, только ноги ставятся не под углом 45° вправо и влево, а накрест друг перед другом. При движении этим шагом назад левая нога ставится за пятку правой, и наоборот.

Практика: Упражнения, вырабатывающие навык шага в танце.

Тема: № 2 «Движения с прыжками»
Теория:

1. Поскок.
2. Прыжки с отбрасыванием ног назад.
3. Прыжки с выбрасыванием ног вперед.
4. «Большая гармошка» — на «раз» — толчок, разведение ног в стороны при приземлении ноги «широкой дорожкой» или на ширине плеч, носки максимально развернуты в стороны. На «два» — и. п. (исходное положение).
5. «Ножницы» — на «раз» — толчок, разведение ног в стороны, при приземлении ноги «широкой дорожкой». На «два» — толчок и скрещивание ног в «точке» впереди (правая ступня впереди левой и наоборот при повторении).
6. «Крестик» — на «раз» — толчок и скрещивание ног в «точке» (правая нога впереди), на «два» — тоже самое, только впереди левая нога.
7. «Качалочка» — и. п. — правая нога впереди, левая сзади, носки развернуты в стороны. В этом положении выполнять поскок р ноги на ногу, как бы качаясь вперед-назад.
8. «Метелочка» — соответственно метроритму выполнять прыжок-сточку» на левой (правой) ноге, одновременно сгибая в колене другую ногу, на каждую долю меняя направление движения, скользить носком по полу вперед-назад или накрест перед опорной ногой.
9. «Боковой галоп».
10. «Галоп вперед».

Практика: Движения, вырабатывающие навык прыжка.

Тема: № 3 «Танцевальные движения»
Теория:
1. Притоп одной ногой.
2. Притоп поочередно двумя ногами — «топотушки».
3. Притоп в сочетании с «точкой» — ударом пяткой или носком не опорной ноги в пол рядом с опорной или на расстоянии небольшого шага впереди.
4. «Пружинка».
5. Приседание — глубокое (выполняют только мальчики в подготовительной группе).
6. Полуприседание — неглубокое приседание с разведением полусогнутых коленей в стороны.
7. «Ковырялочка».
8. «Распашонка» — на «раз» полуприседание с хлопком «ладушки» согнутыми в локтях руками впереди — вверху. На «два» выпрямиться и поставить правую (левую) ногу на пятку в «точку» впереди-справа.
9. «Самоварчик» — на «раз» — полуприседание и хлопок «ладушки» согнутыми в локтях руками перед собой. На «два» — выпрямиться, левую руку вытянуть в сторону — вверх, правой хлопнуть по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднятой вверх под углом 90°.
10. «Елочка».
11. «Веревочка».
12. «Козлик» — на «раз» — прыжок — «точка» на правой (левой) ноге. Одновременно «точка» пяткой другой ноги рядом с опорной. Руки сгибаются в локтях и разводятся в стороны — вверх. На «два» то же. Движение ног. Руки возвращаются вперед, кулаки слегка сжаты и подняты вверх

Практика: Упражнения, вырабатывающие навык танцевальных движений.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Тема: № 1 «Сила рук и ног спины»
Теория: Сила рук, ног и спины.
Практика: Упражнения вырабатывающие силу рук, ног и спины.

Тема: № 2 «Гибкость спины»
Теория: Гибкость спины.
Практика: Упражнения вырабатывающие гибкость спины (лодочка, лягушка, мостик).

Тема: № 3 «Развитие танцевального шага»
Теория: Сжатие, напряжение, сгибание, разгибание как уникальный инструмент танцевальной деятельности.
Практика: Упражнения, на развитие шага (поза полу-шпагата, наклоны в стороны и в перед сидя на полу, шпагаты продольный и поперечный).

ПОДГОТОВКА К МАССОВЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ
(Выступления, концерты))

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
(Открытое занятие)

ЛИТЕРАТУРА

СПРАВОЧНАЯ

Балет. Энциклопедия.- М.: Советская Энциклопедия, 1981
Бальные танцы (Аннотированный список.- М.: Сон. России, 1972
Булучевскнй Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся.- Л.: Музыка, 1977
Булучевскнй Ю., Фомин В. Старинная музыка. Л.: Музыка, 1971
Все о балете. Словарь-справочник. / Сост. К. Я Сурпц.- М.-Л.: Музыка,1966
Зосимовский В. Библиографический справочник по хореографии.- М.: Профнздат, 1959
Михалева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. — М.: Сов. композитор, 1988
Сто балетных либретто.- Л.: Музыка, 1971
Юцевич Ю. Е. Словарь музыкальных терминов.- Киев: .Музычна Украйина, 1988

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Базарова Н.П. Классический танец. Методика четвертого года обучения. — Л.: Искусство, 1975, 1984
Базарова Н.П., Мей В. Азбука классического танца. Первые три года обучения. Л.-М.: Искусство, 1983
Брегвадзе Б. Я. 10 танцевальных комбинаций для практических занятий по классическому танцу.- ЛГИК, 1988
Ваганова А. Я. Основы классического танца.- Л.: ОГИЗ-ГИХЛ 1980
Костровицкая В. 100 уроков классического танца.-Л.: Искусство, 1981
Ярмоловпч Л. Классический танец. Методическое пособие. Первый и второй год обучения. -Л.: Музыка. 1986 (Содержит нотный материал для сопровождения уроков)

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Айенгар Г. Йога для женщин-М.: Наука, 1992
Васильева Т. И. Балетная осанка. Метод, пособие.М. 1993
Жидков С.И. Российская йога.-Рига: РКФ Адверс, 1991
Зуев Е. И. Волшебная сила растяжки.—М.: Сов. спорт, 1990

РИТМИКА

Бырченко Т., Франко Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике- VI- Сов. композитор, 1991
Васина — Гроссма В. А. Первая книжка о музыке. — М.: Музыка. 1988
Красинская Л. Э., Уткин В. Ф. Элементарная теория музыки, — М.: Музыка, 1991
Курьянов А. И. Ритмика и основы хореографии.-М.: МЭГУ, 1993
Яновская В. Е. Ритмика,-М.: Музыка, 1979

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Методическое обеспечение программы
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны. Детей с первых же занятий нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность ваших учеников, но можно и убить их веру в себя. Для шести — семилетних ребят можно дать иногда только словесное задание, и они его воспримут, но слишком часто прибегать к такому методу нецелесообразно.

Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой.

Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.

Импровизационный метод. На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.

Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать вашим подопечным свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.

Метод иллюстративной наглядности. Занятие с дошкольниками вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Конечно, это не должно быть лишь пассивным созерцанием предложенного для просмотра материала. Необходимо выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет и почему, а может быть, и помочь разобраться в увиденном.

Игровой метод. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины П. Ф. Лесгафт еще в конце XIX века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

У детей четырех — шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше всё воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника.

Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.

При обучении детей движениям хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (например: «Нужно прыгать, как зайчик»; «Побежим легко и тихо, как мышки»).

Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.

Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.

Скачать программу можно по ссылке

С уважением, Наталья Довбыш
Материал размещен в рамках проекта «Публикации»
.
.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*