Травматизм в танце: возрастные особенности, профилактика, рекомендации

wp0_wp284342e8

Когда мы говорим о танцах, мы должны также говорить и о травмах.

Давайте честно признаемся, что со всеми случается – и когда мы только учимся, и когда уже научились.

Если вы только начинаете танцевать, то непременно узнаете, что танцу сопутствуют травмы и боль – в клубе, на соревнованиях, на тренировках и даже если вы просто стоите и наблюдаете за другими.

Эта статья поможет вам избежать некоторых из этих травм. Вам нужно защитить себя от определенных вещей.

От каких именно, узнаете ниже.

.

Основные особенности физического развития в подростковом возрасте.

Физическое развитие. Основная особенность подросткового возраста связана с процессом полового созревания, развертывающимся в это время. Он характеризуется бурным созреванием желез внутренней секреции, значительными нейрогормональными перестройками и интенсивным развитием всех физиологических систем организма подростка.

Установлено, что к 12-летнему возрасту получает все большее развитие регулирующий, тормозящий контроль головного мозга. Развивается процесс внутреннего торможения. Усиливается функция коры головного мозга, направленная на анализ и синтез высших раздражений, воспринимаемых анализаторами (зрительным, вестибулярным, кожным, двигательным и т.д.).

К 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека. Поэтому после 13-14 лет показатели развития двигательной функции изменяются в значительно меньшей степени. Завершение созревания двигательного анализатора совпадает с периодом полового созревания мальчиков этого возраста.

Научные данные говорят о том, что в этот период подростки, не имеющие специальной подготовки, медленнее и с большим трудом, чем в младшем школьном возрасте, овладевают новыми формами движений.

В возрасте 11-13 лет у детей может развиваться и достигать высочайшей степени совершенства тонкая координация, пространственная точность движений и их размеренность во времени. Если мальчикам 10 лет одновременный анализ движений по пространственным и временным признакам еще непосилен, то подобный анализ движений с двумя одновременно предъявленными задачами может успешно осуществляться начиная с 12-13-летнего возраста.

У подростков 13-14 лет при изучении сложных по координации движений иногда заметно тормозящее влияние пубертатного периода. Следует отметить, что динамические стереотипы двигательных навыков, приобретенные в детском возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет.

В подростковом возрасте происходят значительные изменения в психике. Наблюдаются высокая эмоциональность, неуравновешенность настроения, немотивированные поступки, вспыльчивость, преувеличение своих возможностей. Источник этого явления – интенсивное физическое развитие, половое созревание, появление так называемого чувства взрослости.

При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся. Это проявляется двояко: и как морфологические изменения в виде повышенного прироста антропометрических признаков, и как функциональные сдвиги в виде повышения работоспособности.

Так, в среднем ежегодный прирост веса тела у подростков равен 4-5 кг, роста – 4-б см, окружности грудной клетки – 2-5 см. Происходит дальнейшее формирование скелета. К 14 годам срастаются кости таза, устанавливается постоянство кривизны позвоночника в поясничной части, происходит уменьшение хрящевого кольца межпозвоночных суставов.

К 14-15 годам мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека. Происходит параллельное развитие мышц верхних и нижних конечностей. Вес мышц мальчиков в 12 лет составляет 29,4% веса тела, в 15 лет – 33,6%. Увеличивается абсолютная и относительная сила мышц. Наибольший прирост силовых показателей мышечных групп наблюдается в период от 13 до 15 лет.

Учитывая, что силовые возможности детей невелики, воспитание силы в этом возрасте целесообразно осуществлять осторожно, используя кратковременные силовые напряжения динамического и отчасти статического характера.

Основное внимание должно быть сосредоточено на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата, особенно слаборазвитых мышц живота, косых мышц туловища, отводящих мышц верхних конечностей, мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц ног.

У подростков 11-14 лет увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает ударный объем, уменьшается частота дыхания и пульса. Так, у 13-летних частота пульса в покое равна 70 уд/мин, а при работе значительно увеличивается до 190-200 уд/мин. Кровяное давление у детей обычно ниже, чем у взрослых. К 11-12 годам оно равняется 107/70 мм рт. ст., к 13-15 годам – 117/ 73 мм рт. ст.

Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется большой подвижностью нервных процессов, поэтому разминка в занятиях должна занимать не более 8-10 мин.

Таким образом, в возрасте 11-14 лет организм подростка в основном сформировался, что дает возможность постепенно переходить к углубленной физической тренировке. Развиваться физически и духовно ребенку помогает танец.

Но здесь нужно помнить что занятия танцами как и в спорте сопряжены с получением различных травм. Танцевальному травматизу особенно подвержены мышцы спины и ног. Травмы могут проявляться в виде растяжения мышц, разрывов связок, деформации суставов и позвонков.

Травмы и их профилактика.

В обязанности инструктора входит профилактика травм за счет тщательной подготовки к проведению занятий.

К причинам возникновения повреждений относят:

1) неправильную организацию тренировочного процесса, недостатки в методике ведения занятий;
2) неблагоприятные условия окружающей среды, неудовлетворительное состояние помещений для занятий;
3) нарушение занимающимися техники безопасности выполнения элементов, неудовлетворительное состояние обуви занимающихся, нарушение правил врачебного контроля.

Профилактика травм включает:

1. Анализ индивидуальных особенностей человека:

• возраст, выбор интенсивности и продолжительности нагрузки;
• вес, выбор амплитуды и скорости движений;
• общее состояние организма, запрещается тренировка в случае заболевания;
• образ жизни, выбор нагрузки в соответствии с наличием или отсутствием стресса;
• уровень тренированности, выбор нагрузки в соответствии с физическими качествам занимающихся и их психическими возможностями;
• техническая подготовленность, выбор координационной сложности и техники движений с учетом уровня технического мастерства.

2. Анализ окружающей среды:
• температура помещения, влияет на длительность разминки, уровень нагрузки;

• время суток, влияет на длительность разминки, уровень нагрузки;
• покрытие пола, влияет на выбор техники движений, на амплитуду перемещений;
• размеры помещения, в совокупности с числом занимающихся влияют на амплитуду движений и широту перемещений;
• обувь, влияет на выбор техники движений;
• использование атрибутов танца – платок, трость, канделябр, меч, повышает риск острых травм в связи с возникновением дополнительной нагрузки.

Будьте максимально собраны мышечно, и сконцентрированы вниманием на движении во время исполнения сложного движения. Предварительно “прокрутите” движение в голове, разбейте движение на подготовительные, попробуйте отработать его по частям, а потом приступайте к целому движению с нужной скоростью исполнения. Во всяком случае, мышцы уже что-то “запомнят” и будут более уверенны в этом движении.

Если чувствуете сильную усталость тела – не приступайте к сложному движению в целом виде вообще, лучше отрабатывайте его по частям. Это будет полезнее для Вашей техники исполнения, не говоря уже о предохранении от травмы.

Не спешите растянуться за один раз! Это невозможно!

Увеличивайте амплитуду постепенно и лучше регулярно, чем время от время. Будьте внимательны во время упражнений на растягивание, “слушайте” ощущение в своих мышцах. Делайте упражнение до чувства “легкого дискомфорта” в мышцах, но не до боли. Растяжка как правило происходит в конце тренировки когда Вы уже устали, поэтому помните об этом и не теряйте бдительности во время упражнений. Это Ваши мышцы, контролируйте их состояние.

Не танцуйте на чем попало!

Липкий пол, мокрый пол, грязный пол – ваши злейшие враги. Никогда на таких не танцуйте. На липком вы можете повредить суставы и колени. На скользком – упасть… Очень Опасно! А на грязном… грязный очень быстро превращается в скользкий.

Тренируйтесь на матах!

Когда вы тренируете какое-нибудь удивительное движение, которому невероятно сложно научиться, всегда делайте это в безопасном месте. Если в студии – замечательно! Но еще лучше, если в этой студии есть что-нибудь мягкое, на что не страшно падать. В некоторых случаях при обучении движению вы, падая, падаете быстро и глобально, поэтому маты, например, могут избавить вас от травм и боли.

Тренируйтесь поэтапно!

Помимо того, что покрытие должно быть мягче и безопаснее, чем дерево, вы всегда должны обдумывать и проигрывать в уме движение, которое собираетесь исполнить. Всегда думайте, как будут вести себя руки, голова, ноги, корпус. Никогда не знаешь, как поведет себя тело по окончании движения, поэтому лучше все серьезно продумывать, иначе можно закрутиться волчком или что-нибудь сломать – у себя или вокруг себя.

Чем основательнее вы изучаете движение перед его исполнением, тем лучше. Также всегда пробуйте его исполнить шаг за шагом, постепенно, и никогда – на одном дыхании. Повторяйте все по кусочкам. Начнете с малого – закончите целым.

Растягивайтесь перед тренировкой!

Да, да, вы уже об этом знаете. Перед тренировкой всегда делайте разминку, а потом растягивайтесь. Помните, что танцы – это спорт, и, как и в спорте, в танцах нужно растягиваться. Особенно если вы пытаетесь научиться движениям, которые делаются при помощи многих мышц и суставов. Растяжка должна занимать 20-30 минут.

Рекомендации при повреждении связок и растяжении мышц и сухожилий.

Что представляют собой эти повреждения?
Повреждения связок, входящих в состав укрепляющего аппарата суставов, могут быть неполными (надрывы) и полными (разрывы). Растяжение – это повреждение мышцы или сухожилия. Такие повреждения обычно излечиваются без хирургического вмешательства.

Каковы причины повреждений?
Повреждения связок обычно являются результатом резкого перекручивания. Повреждения мышц и сухожилий могут быть острыми (в результате сильного перенапряжения или перегрузок мышц) и хроническими (в результате повторяющихся перегрузок).

Каковы симптомы повреждений?
При разрывах и надрывах связок появляется локальная боль (усиливающаяся при движении), потеря мобильности (обычно развивается через несколько часов после повреждения) и кровоподтеки в результате истечения крови в окружающие ткани. Чаще всего страдает голеностопный сустав.

В острых случаях растяжение мышц или сухожилий вызывает резкую быстропроходящую боль (пострадавший может услышать характерный звук), быстро развивается отек. Когда острая боль проходит, остается болезненность. Через несколько дней появляется кровоподтек. Хроническое перегружение мышц и сухожилий приводит к ограничению подвижности, воспалению, болезненности.

Как диагностируются повреждения?
Обычно диагноз ставится на основании анамнеза (учитывается недавняя травма или хроническое перенапряжение), клинической картины и результатов физикального обследования. Рентгенологические исследования позволяют исключить переломы.

САМОПОМОЩЬ

Как наложить эластичную повязку

Повязка эластичным бинтом оказывает равномерное давление на ткани вокруг поврежденных связки, мышцы или сухожилия, способствует предотвращению опухания и обеспечивает поддержку. Ниже объясняется, как наложить эластичную повязку на голеностопный сустав. Так же можно бинтовать колени, запястья, локти и кисти рук.

Этап 1
Одной рукой придержите свободный конец эластичного бинта между подъемом стопы и пальцами. Другой сделайте два витка вокруг стопы, постепенно перемещаясь вверх, по направлению к лодыжке. Следите, чтобы каждый виток бинта только частично покрывал предыдущий.

Этап 2
После того как вы дважды обернули бинт вокруг стопы, возьмитесь одной рукой за пятку. Второй рукой сделайте виток вокруг ноги в виде восьмерки, оставив пятку свободной. Сделайте еще одну <восьмерку>.

Этап З
Теперь делайте спиральные витки вокруг икры, постепенно перемещаясь к колену. Последующий слой бинта должен частично перекрывать предыдущий. Закончить повязку следует чуть ниже колена. Закрепите конец бинта металлическим зажимом или пластырем.

image042
Повязка не должна быть очень тугой!

Старайтесь наложить повязку так, чтобы она удобно обхватывала ногу, но не была тугой. В противном случае повязка будет ухудшать кровообращение. Если вы будете растягивать материал повязки, она получится слишком тугой.

По крайней мере два раза в день разбинтовывайте ногу и накладывайте повязку заново. Если вы почувствуете онемение или покалывание, немедленно снимайте повязку. Когда симптомы исчезнут, можно снова наложить повязку. Если онемение или покалывание не пройдут, обратитесь к врачу.

Pravila-nalogeniy-kompres-bandaga-664x1024

Как лечат повреждения связок и растяжения мышц и сухожилий?

При повреждении связок назначают болеутоляющие и средства для снятия отечности, сустав иммобилизуют, чтобы ускорить заживление. Чтобы уменьшить отечность, суставу придают возвышенное положение (выше уровня сердца), в течение 12-48 ч регулярно прикладывают лед (упаковку с кусочками льда следует класть поверх полотенца, чтобы не обжечь ткани льдом).

Для иммобилизации сустава используют эластичный бинт или гипсовую повязку, в серьезных случаях это может быть шинная гипсовая повязка. В тяжелых случаях врач может назначить кодеин или другое болеутоляющее. Если поврежден голеностопный сустав, пострадавшему могут понадобиться костыли.

Повреждения мышц и сухожилий в острой фазе лечат болеутоляющими, холодом в течение первых 48 ч, затем прикладывают тепло. Если мышца разорвана полностью, может потребоваться хирургическое вмешательство.

Хронические повреждения обычно не требуют лечения, но тепло, нестероидные противовоспалительные препараты и болеутоляющие, в состав которых входит мышечный релаксант, помогают снять дискомфорт.
Что может делать человек, если он повредил связку, мышцы или сухожилие?

В течение 48-72 ч после травмы обеспечьте поврежденному суставу возвышенное положение (на ночь подкладывайте под него подушку). В первые два дня через регулярные промежутки времени прикладывайте холод.

Если вам наложили эластичную повязку, заново бинтуя конечность, начинайте бинтовать ниже места повреждения, затем ведите бинт вверх, делая <восьмерки>. При повреждении голеностопа начинайте бинтовать от пальцев и заканчивайте повязку на середине икры. Перед сном снимайте повязку. Если нога бледнеет, начинает болеть, немеет, ослабьте повязку .

Если боль не проходит или усиливается, обратитесь к врачу Дополнительное рентгеновское исследование может показать наличие перелома.
Помните, что иммобилизованное повреждение связки обычно заживает за 2-3 недели, после чего можно постепенно наращивать активность сустава. Однако если порванная связка плохо заживает и вывихи повторяются, может потребоваться операция.

Заключение

Как и любая дама, Терпсихора требует от своих поклонников определенных жертв. И это выражается не только в преданности занятиям и регулярном их посещении. Одним из главных испытаний, которые придется пережить танцору, являются различного рода травмы. Ученики, безусловно, должны внимательно следить за преподавателем, однако не помешает прислушиваться к собственному телу и голосу разума. Они должны подсказать, что новое движение слишком сложное для немедленного воспроизведения и необходимо разогреть мышцы и как следует растянуть их. Иначе неизбежны травмы.

Перед тем как идти на танцы, сделайте растяжку травмированной зоны. Потяните лодыжки. Убедитесь, что хорошо отдохнули. Травма и боль высасывают из тебя энергию ,Берегите свое тело, соблюдайте элементарные правила техники безопасности, входя в танцевальный зал. И поверьте Терпсихора будет к вам благосклонна , вы избежите не приятных сюрпризов в виде травм и сможете танцевать на радость себе многие года.

Источники
1. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Владос. – 2003
2. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М.: Учпедгиз, 1946г.
4. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика. – 1991.
5. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.
6. Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.
7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004г.

Автор: Елена Андреева

Материал опубликован на сайте в рамках проекта “Публикации”

С уважением, Наталья Довбыш

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *