Мужские движения украинского танца

Представляю Вашему вниманию заключительную статью из серии «Украинский танец». И посвящена она будет мужским движениями украинского танца. Итак…

Большой «тынок»

Исполнитель делает высокий перескок с одной ноги на другую, поднимая вперед ноги, согнутые в коленях, после перескока — два переступания на месте, одна нога накрест другой.

Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди.
Музыкальный размер: 2/4.

ЗАТАКТ И — Исполнитель приседает на всей ступне левой ноги, высоко поднимая вперед правую ногу, согнутую в колене, затем, отталкиваясь левой ногой, начинает высокий прыжок. В момент прыжка согнутая в колене правая нога в воздухе разворачивается вправо. Левая нога также высоко поднимается, резко сгибая колено и направляя его вперед. Корпус поворачивается левым плечом вперед, голова поворачивается к левому плечу.

РАЗ — Исполнитель с прыжка опускается на всю ступню правой ноги, слегка приседая. Левая нога остается в воздухе, согнутая в колене.

И — Левая нога сверху опускается на полупальцы, переступая спереди, накрест
правой ноги, носок направлен вперед, колено свободно. Правая нога чуть отделяется от пола.

ДВА — Исполнитель переступает на месте на всю ступню правой ноги позади левой ноги. Левая нога высоко поднимается вперед, согнутая в колене. Корпус и голова в том же положении.

И — Исполнитель, отталкиваясь правой ногой и выше поднимая левую ногу, начинает прыжок.

Движение продолжается с левой ноги.

Во время прыжка ноги, согнутые в коленях, высоко поднимаются, во время переступа-ний ноги, свободные в коленях, слегка отделяются от пола. Делая «тынок» с правой ноги, исполнитель поднимает правую руку в 3-ю позицию, левая кладется сбоку на талию, при выполнении «тынка» с левой ноги руки меняются направлениями.

«Упадание» и большой «тынок» в повороте

Исполнитель, сделав шаг вперед, наклоняется к опорной ноге, как бы падая на нее и поднимая другую ногу назад, переступает на другую ногу, затем делает большой прыжок, поворачиваясь в воздухе на полный круг, и делает двапереступания одной и другой ногой.
Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди. Исполнитель стоит лицом к зрителю.

Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает два такта.

1-й такт

РАЗ — Резкий шаг правой ногой вперед накрест левой ноги на всю ступню, слегка приседая. Корпус круто поворачивается правым плечом вперед и наклоняется к правой ноге, голова наклоняется вперед. Левая нога отделяется сзади от пола, согнутая в колене
И — Пауза

ДВА — Исполнитель опускается на всю ступню левой ноги, ставя ее позади правой ноги и слегка приседая на ней. Правая нога поднимается вперед, согнутая в колене. Корпус резко выпрямляется.

И — Исполнитель, сильно оттолкнувшись, начинает высокий прыжок с полным поворотом в воздухе вправо. Во время прыжка вслед за правой ногой высоко поднимается левая нога, согнутая в колене. Колени направлены вперед.

2-й такт

РАЗ — Закончив полный поворот лицом к зрителю, исполнитель опускается на правую ногу, слегка приседая. Левая нога остается в воздухе, согнутое колено направлено вперед. Корпус подтянут, повернут левым плечом вперед

И — Исполнитель переступает на полупальцы левой ноги перед правой ногой, носок направлен вперед, колено свободно. Правая нога слегка отделяется от пола.

ДВА — Исполнитель переступает на всю ступню правой ноги на месте позади левой ноги, колено свободно. Корпус подтянут и повернут левым плечом к зрителю. Голова приподнята и повернута к левому плечу.

И — Пауза

Движение продолжается с левой ноги, с полным поворотом влево во время «тынка».

При «упадании» на правую ногу правая рука опускается вперед, левая кладется сбоку на талию, во время «тынка» правая рука поднимается в 3-ю позицию и раскрывается во 2-ю, левая остается сбоку на талии; или во время «упадания» левая рука на затылке, правая на талии, во время «тынка» обе руки поднимаются вверх и придерживают сзади папаху, локти закруглены. При движении с левой ноги руки соответственно меняются направлениями.

Своеобразие движению придает контрастное положение корпуса: во время «упадания» корпус сильно наклоняется вперед, во время «тынка» в повороте корпус выпрямляется.
Выполняется движение сильно и вместе с тем легко, исполнитель как бы повисает в воздухе во время прыжка. Темп медленный или средний.


Растяжка в воздухе или разножка в украинском танце

После полуприседания по 1-й позиции исполнитель делает высокий прыжок, раскрывая в воздухе ноги в стороны и ударяя во время прыжка ладонями по носкам обеих ног. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

РАЗ — Исполнитель, чуть заметно подскочив, делает полуприседание по 1-й позиции.Корпус прямой.

ДВА — Сильно оттолкнувшись, исполнитель высоко прыгает, резко, рывком раскрывая в стороны ноги, вытянутые в коленях, с невытянутым подъемом, и ладонями поднятых в стороны рук сверху ударяет по носкам, направленным вверх. Корпус, помогая движению, сильно наклоняется вперед.

На счет «раз» следующего такта исполнитель опускается на полупальцы обеих ног по 1-й позиции, слегка приседая. Выполняется растяжка легко, исполнитель быстро отскакивает от пола и как бы повисает в воздухе. Движение может исполняться самостоятельно или чередоваться с присядками.

Высокий прыжок, поднимая ноги вперед, щучка в украинском танце

Принцип движения тот же, что и в предыдущем движении. Исполнитель, сделав полуприседание по 6-й позиции, высоко прыгает вверх и во время прыжка поднимает обе ноги вперед, сильно вытянутые в коленях, подъем не вытянут, носки направлены вверх. Во время прыжка исполнитель ударяет пальцами по носкам обеих ног сверху. Корпус во время прыжка сильно наклоняется вперед.

Высокий прыжок, поднимая назад ноги, согнутые в коленях

Принцип движения тот же, что и в предыдущих прыжках. После полуприседания по 6-й позиции исполнитель делает высокий прыжок, поднимая назад согнутые в коленях ноги. Корпус, сильно прогибаясь в талии, отклоняется назад, голова во время прыжка поворачивается или к правому, или к левому плечу. С прыжка исполнитель опускается на полуприседание по 6-й позиции.

Присядка с подниманием ноги вперед в украинском танце

Исполнитель невысоко поднимается с глубокого приседания поочередно то на одну, то на другую ногу, одновременно выворотно поднимая вперед работающую ногу, согнутую в колене.

Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

РАЗ — Исполнитель с чуть заметного подскока резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног, пятки вместе, носки врозь, колени направлены в стороны.

ДВА — Исполнитель с небольшим подскоком невысоко поднимается с глубокого приседания на низкие полупальцы левой ноги, колено согнуто. Правая нога выворотно поднимается вперед, сильно согнутая в колене, доводя стопу до колена опорной ноги, колено правой ноги направлено вправо, подъем вытянут, но не напряжен. В этом виде присядки исполнитель, поднявшись с глубокого приседания, остается на ноге, сильно согнутой в колене. Корпус прямой, голова прямая. Руки могут находиться во 2-й позиции, в положении № 1, № 2 и т. д.

Боковая присядка в украинском танце с подниманием ноги в сторону

Исполнитель после глубокого приседания отскакивает в сторону на одну ногу, поднимая другую ногу. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

РАЗ — Исполнитель с чуть заметного подскока резко, и глубоко приседает на полупальцах обеих ног, колени направлены в стороны.

ДВА — Исполнитель резко и невысоко поднимается с глубокого приседания, слегка отскакивая вправо на низкие полупальцы правой ноги, колено.согнуто. Левая нога поднимается невысоко влево, колено и подъем свободны. Корпус прямой или слегка отклонен на правый бок. Голова направлена лицом к зрителю или слегка повернута к левому плечу. Правая рука открывается вправо на уровне правого плеча, левая рука лежит сбоку на талии.

С началом следующего такта движение выполняется с другой ноги. Направление корпуса и рук соответственно меняется.

«Ползунок» В украинском танце

Не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцах с одной ноги на другую, поочередно выбрасывая вперед то правую, то левую ногу.

Исходное положение: исполнитель находится на глубоком приседании по 6-й позиции, на полупальцах колени направлены вперед.
Музыкальный размер: 2/4.

РАЗ — Чуть подскочив, но не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцы левой ноги. Правая нога поднимается вперед, вытягиваясь в колене, подъем вытянут, но не напряжен.

И — Пауза

ДВА — Не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцы правой ноги. Левая нога поднимается вперед, вытягиваясь в колене, подъем вытянут, но не напряжен

И — Пауза.

Руки могут быть во 2-й позиции в положении № 2, № 1 и т. д. Корпус все время остается прямой, подтянутый. Темп быстрый, средний или медленный.

«Мельница»

Исполнитель вращается на одной ноге на глубоком приседании, помогая руками, которые упираются ладонями в пол, и то одна, то другая передвигаются по ходу вращения.

Исполнитель находится на глубоком приседании на полупальцах правой ноги, колено и носок направлены вперед. Левая нога поднята влево, слегка присогнутая в колене, или отведена назад. Во время движения она все время находится в воздухе.
Корпус сильно наклонен вперед, к ноге, находящейся на полу. Руки упираются ладонями в пол на расстоянии ширины плеч, пальцы направлены вперед.

В таком положении исполнитель вращается вправо, быстро перебирая руками по ходу вращения, т.е. опуская на пол поочередно ладонь правой, затем левой руки на каждую восьмую такта. Опорная нога вращается на месте на подушечке стопы.
Это движение можно выполнять на левой ноге с вращением влево. Темп быстрый.

«Подсечка» В украинском танце

Движение выполняется на одной ноге на глубоком приседании. Другой ногой исполнитель описывает круг, подбивая спереди опорную ногу и в момент подбивки упираясь в пол ладонями обеих рук.

Исполнитель находится на глубоком приседании на полупальцах левой ноги, колено и носок направлены вперед. Правая нога отведена вправо и касается пола внутренней стороной стопы, колено свободно или слегка присогнуто. Корпус сильно наклонен вперед. Исполнитель упирается ладонями обеих рук в пол на расстоянии плеч.

Начиная движение, исполнитель проводит правую ногу вперед, скользя по полу каблуком, носок поднят вверх. Чтобы дать возможность ноге описать полукруг «перед собой», он отделяет поочередно правую, затем левую руку от пола и, переведя ногу, тут же опускает руки ладонями на пол. Затем правая нога направляется назад, скользя по полу наружной исполнитель крепко упирается ладонями в пол, перенося тяжесть тела на руки. После подбивки левая нога опускается на пол на полупальцы, а правая нога, скользя носком по полу, проводится назад вправо, заканчивая полный круг.

Движение можно повторять несколько раз подряд. Правая нога равномерно описывает круг, нигде не задерживаясь.

С уважением, Наталья Довбыш
Все для хореографов и танцоров

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Рейтинг: 0

Автор публикации

не в сети 7 часов

Наталья Довбыш

260
Комментарии: 1615Публикации: 555Регистрация: 25-04-2010

3 комментария

  • демко

    Здравствуйте уважаемые коллеги! Очень хорошо, что показываете и рассказываете, как надо правильно делать те или иные упражнения, в данном случае народного украинского танца. Но чтобы так танцевать, надо минимум, заниматься в музыкальной школе на хореографическом отделении или в студии и не один год. У нас в основном дети занимаются в самодеятельности, текучка большая, да и запросы у детей — это современные танцы. Хорошо бы уделить молодежным танцам побольше внимания на этом сайте.

    Рейтинг: 0

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Мне кажется, что как раз сайтов о современных направлениях, в частности клубных танцах очень много, поэтому хотелось создать блог именно по традиционной хореографии. Помнится в свое время я не могла ничего найти на эту тему, выскакивали сплошняком клубные танцы и танец живота. А по современным танцам очень много материала здесь http://dancehelp.ru/ Я заказывала и очень довольна. Материал действительно хороший!

    Но я учту Ваше пожелание, по возможности будем и современные направления затрагивать.

    Рейтинг: 0

    Ответить

  • Юлия

    Здравствуйте, Наталья! Хочу поблагодарить за Ваш сайт, очень полезен в повседневной работе. Задумали ставить украинский танец, но проблема с подбором музыкального материала, те ссылки на вашем сайте почему-то не открываются, подскажите, как их можно открыть или где еще посмотреть украинскую народную музыку. Спасибо заранее!

    Рейтинг: 0

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*