Особенности цыганского танца

техника цыганского танцаСегодня я хочу продолжить разговор о цыганских танцах. А поговорим мы о технике цыганского танца и особенности исполнения тех или иных движений. Кстати, в связи с этим пришла в мою голову мысль открыть раздел «Техника танца», где мы будем рассматривать методику изучения тех или иных движений и, конечно, же делиться опытом!

А пока вернемся к цыганской технике…

Основная особенность танца – это сочетание выразительной пластики рук со сложными дробными выстукиваниями. Кроме этого множество красивых и завораживающих движений. В цыганском женском танце используюся – работа с юбкой, с бубном, с шалью.

Движения рук танцовщицы необыкновенно чувствительны и разнообразны: они, то обнимают и ласкают невидимого возлюбленного, то рассекают воздух подобно клинку, передавая любые эмоции исполнительницы.

Неотъемлемая часть цыганского танца – это подол юбки, с которым играет танцовщица. Держа её в одной или обеих руках, танцовщица делает широкие волновые движения, отчего юбка вздымается каскадом оборок.

Дроби – ещё один характерный признак этого танца. Дроби используются и мужчинами, и женщинами, хотя долгое время считалось, что резкие удары о пол не могут исполняться танцовщицами, так как они напрямую ассоциируются с мужской силой и удалью.

А теперь давайте более подробно.

ТЕХНИКА ТАНЦА

Основные правила для начинающих:

1.Всё время следим за осанкой!

Ни одно движение в вашем исполнении не будет выглядеть эффектным, если исполнять его с сутулыми плечами.

2.Ножки, как у балерины!

Чтобы движения смотрелись грамотными и элегантными, необходимо применять главный принцип классического танца – выворотность. На практике это означает, что стопу надо ставить на пол, не косолапя, то есть носком не вовнутрь, а наружу. Идеальная балетная выворотность не требуется: носочки должны быть лишь слегка смотреть в стороны.

Главная сложность — это необходимость сочетать плавные движения рук с более быстрыми по ритму дробными выстукиваниями. Такие движения требуют большого опыта, их не учат за один день. Сначала необходимо разучить отдельные, базовые движения рук и ног, отработать их, а затем уже применять в различных связках и комбинациях.

ТЕХНИКА РУК

Когда наблюдаешь со стороны за движениями танцовщицы, то в первую очередь восхищают и приковывают к себе её руки. Это похоже на колдовство: не останавливаясь ни на секунду, они изгибаются, как змеи, и плетут чудесные узоры. Руки кажутся бескостными, настолько гибки и пластичны их движения, в каждом из которых одновременно участвуют и плечевой сустав, кисть и все пальцы. Кажется, что повторить это невозможно. Но любая сложная вещь делится на более простые элементы, которые можно детально изучить и потом сложить воедино.

Какими бы замысловатыми ни были движения рук танцовщицы, всё же можно выделить несколько базовых позиций, которые в дальнейшем дают бесконечное число вариаций.

1.Круговые вращения, которые в целом можно разделить на перевороты «на себя» и «от себя».

Руки разведены в стороны, на месте делаем перевороты кистями. Правая рука наверху, левая рука вытянута вперед, делаем перевороты левой и правой рукой, меняем руки. И бесконечное число вариаций.

2.Плавные тянущиеся движения кистями (опускаем вниз кисть и тянем наверх).

Руки разведены в стороны, поднимаем тянущим движением руки вверх. И бесконечное число вариаций.

3.«Рисуем» перед собой кистями восьмёрку.

Одна рука тянется наверх, вторая рисует восьмерку. Повторить с другой руки.

4.Руки перед грудью, ладони смотрят вверх.

Начиная от мизинца, загибаем поочередно палец за пальцем, приближая их к запястью. Выполняем движение, постепенно увеличивая темп, добиваясь эффекта веера. Руки разведены в стороны и поднимаем руки наверх: кистью делаем переворот и раскрываем «веер».

Варианты движений рук бесконечны, каждая хорошая танцовщица может привнести что-то своё; поэтому я привела лишь несколько примеров. При выполнении любого из этих движений действуют следующие принципы:

1.Голова реагирует на движения рук. Должно быть ощущение, что ваш подбородок и работающая рука (руки) связаны невидимой нитью: если, например, руки поднимаются вверх, то подбородок тоже приподнимается, если рука уходит в сторону, то взгляд следует за рукой.

2.Движение кистей и пальцев должны быть амплитудными, выразительными, а не механическими. Нельзя «склеивать» пальцы, между ними должно быть ощущение воздуха.

ДРОБИ

Невозможно остаться равнодушным, когда темпераментная танцовщица начинает всё быстрее и быстрее отстукивать дроби, сама отдаваясь этому ритму и вовлекая в трансовое состояние всех присутствующих. Дробь – своего рода трюк, который всегда привлекает внимание зрителя и говорит о высоком мастерстве исполнителя.

Особая сложность дробей состоит в том, что руки при этом «не молчат», а тоже танцуют, плетут узоры, двигаясь в своём режиме. И хотя со стороны кажется, что всё это совершенно недоступно пониманию простого смертного, научиться этому можно. Единственное и главное условие – наличие чувства ритма.

1.«Дробушка» — приподнимаем правую ногу, делаем удар ногой вперед о пол и убираем ногу назад, приподнимаем левую ногу, делаем удар ногой вперед о пол и убираем ногу назад.
Перестук – удары – правая, левая, правая. Начинаем теперь с левой ноги- удар, с правой – удар. Перестук – левая, правая, левая. И т.д.

ПОВОРОТЫ

Красивые и грамотные повороты – украшение любого танца, вне зависимости от того, классика это или модерн, эстрадная или характерная хореография. В цыганском танце используются самые различные вращения, замедленные и стремительные, на месте и в пространстве. Для придания необходимой экспрессии и выразительности при поворотах используются разнообразные движения рук и юбки.

Рекомендации:

1. Кружась, старайтесь не блуждать взглядом по залу, а максимально возможное количество времени удерживать голову в одной точке движения.

2. Совершенно не обязательно уметь делать повороты в обе стороны: в силу индивидуальных психофизических данных каждый из нас предпочитает движения либо влево, либо вправо, в зависимости от того, какая сторона тела у него «умнее» и послушнее.

«Поворот на месте» — переносим вес тела на левую ногу, одновременно снимая руки с бёдер. Приоткрываем правую ногу и ставим её за опорную. Выполняем плавный поворот на двух ногах. Левая рука наверху, правая – перед грудью. Докручиваемся в исходную позицию, закрываем руки на бёдра.

Творчество русских цыган само по себе достаточно сложное: исполнение песен требует незаурядных голосовых данных, танец сложен технически и требует основательной физической подготовки. Все-таки нужно отдавать должное технике и профессионализму и, конечно же вдохновению и актёрскому мастерству в танце, без которых это искусство становится невозможным.

С уважением, Наталья Довбыш
www.horeograf.com

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 2 часа

Наталья Довбыш

6
Комментарии: 1629Публикации: 498Регистрация: 25-04-2010

15 комментариев

  • Здорово!Очень нужный раздел,я двумя руками за!Я у вас учусь,спасибо за такой замечательный сайт!

    0

    Ответить

  • Спасибо, я использую в цыганском танце так же флик-фляк и перегибы корпуса назад, кольцо, характерны такие движения как гармошка и елочка. Конечно все зависит от техники, можно и на деток от 5-8 лет ставить, и на взрослых. А вообще очень красочный и интересный танец.

    0

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Да, и флик-фляк и перегибы так же характерны для этого танца.

    0

    Ответить

  • Наталья, я бы хотела немного узнать о танце «Тондоляри» какой народности? Так как я всего 2 года занимаюсь народно-сценическим танцем и прошла всего лишь народности СНГ, об этом танце ничего не слышала…(((

    0

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Что-то я о таком танце даже не слышала! Я, конечно, не эксперт по народным танцам, классика и современный танец больше мое, может народники Вам помогут.

    0

    Ответить

  • Спасибо за такой богатый метериал.Появились идеи по переделке танца.Ставили на старшую группу,благодаря Вашему материалу можнор кое-что изменить.Очень полезный материал для моих хореографов,хочу чтобы поставили небольшие зарисовки для средних групп.Не могли бы Вы подсказать характерные движения для мужской половины.Может быть есть что-то такое,что должно быть обязательно в танце.

    0

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Как-то уж так принято у нас, что цыганский танец ассоциируется именно с женским танцем. Сколько видела выступления цыганских коллективов мужчины чаще просто стоят с гитарами. 🙂 Самой тоже не приходилось ставить на мужскую половину. Единственное, что удалось найти по этому вопросу, цитирую: «В мужском танце, быстром,маневренном, стремительном,танцор отбивает ритм каблуками,сопровождая ударами ладоней о бедра,голени и подошвы».

    Вот посмотрите еще это видео http://www.youtube.com/watch?v=yDpWUm1o2so&feature=related
    И вот это http://www.youtube.com/watch?v=Laj8S14PGb0

    0

    Ответить

  • Наталья,я сейчас пишу диплом на тему техника современного танца,информации очень и очень мало(((вы не могли бы мне помочь, именно по техники contraction и release?

    0

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Кроме книг Никитина ничего предложить не могу.

    0

    Ответить

  • Хотелось бы от себя дополнить статью некоторыми нюансами, которые я почерпнула от одного замечательного цыганского хореографа. Вдруг кому-то пригодится эта информация. Углубляться не буду, первое что хотелось бы отметить — это очень важно, сами цыгане очень щепетильно относятся к этому — в костюме обязательно должен присутствовать подъюбник наряду с широкой эстрадной юбкой ( юбка в два солнца у цыган считается эстрадной, есть еще и «народные» юбки — они не такие широкие и по длине короче, примерно до щиколоток, чтобы в народной пляске, где как раз таки используются преимущественно дроби, была видна работа ног).
    сама техника танца — это преимущественно присогнутые колени, на многих проходках работа происходит в основном на «средней стопе», причем центр тяжести немного смещен от пальцев к своду стопы, идет просто колоссальная нагрузка на голеностоп. Вообще техника ног в цыганском танце настолько непроста и наполнена разными нюансами, что я бы рекомендовала хореографам , если представится такая возможность, взять урок именно у цыган, чтобы понять тонкости аутентичного исполнения

    0

    Ответить

  • serge

    эстрадный «цыганский» танец не имеет практически никакого отношения к настоящим цыганским танцам
    вот как на самом деле цыгане пляшут:
    http://youtu.be/-XsswsLA3L0
    вот где настоящие лихость, задор, веселье!!!
    учитесь, завидуйте и стыдитесь, эстрадники!

    0

    Ответить

    Натали Reply:

    Совершенно с вами согласна!!!!! я хоть и цыганка » парниковая», но прекрасно помню как танцевали родственники моего отца под Калугой. Это не танцы, ничего общего с цыганским задором и чувственностью цыганок! Ерунда какая-то.

    0

    Ответить

  • Натали

    Спасибо за ссылку. Посмотрела и другие ролики с цыганскими свадьбами. Как в детство окунулась!!

    0

    Ответить

  • Нина

    С детства занималась балетом, потом разными направлениями танцев, в итоге цыганские дались легко. Что самое интересное, когда танцую цыганские, есть некое чувство атмосферности, словно парю над землей, а не танцую на ней, тело отзывается мурашками. Движения сами по себе, в первый раз могу слушать песню и вовсю танцевать под нее, интуитивно все. Глаза наполняются страстью. Удивительные танцы. Во многом на деле похожи не на восточные, а на русские народные. Но у русских народных на публику более скромнее, там как лебедь плывешь, а вот, образно говоря, приватный танец, является поразительно схожим по чувствам. Пожалуй, русские народные и цыганские — самые женственные танцы. Восточные как-то даже отдыхают. В вышеназванных энергетика настолько сильна, что словно входишь в транс, когда исполняешь, не говоря уж, что смотрящий заворожен. Особенно актуальны для женщин, у кого много мужской энергетики, кто завоевательницы, целеустремленные. Все же хотят счастливую семью и сильного мужчину рядом. Для этого просто необходимо быть пресыщенной женской энергией. Эти танцы ей заряжают. Быть самостоятельной, сильной женщиной — худшее оскорбление для женщины. В первую очередь — женщина слабая должна быть, коль хочет сильного мужчину. Но если очень хочется быть в карьере на верхах, то задача сложная, но выполнимая. Дома слабая лапочка. На работе по-женски сильная женщина с некоторыми мужскими повадками. И гармонизировать себя помогают именно танцы. Лично на меня аутотренинги не работают. Но-захочешь быть счастливой — найдешь путь. Если такой стратег классный)) Но дома этот стратег должен стать милой, слабой барышней, признающей в мужчине всю власть, забывать о спорах. Иначе любой сильный сбежит, ему дома не нужен стратег-конкурент. Вот такое длинное сообщение получилось, говорящее о цыганских танцах не только как о восхитительном искусстве, но и о замечательном средстве гармонизации женщины.

    0

    Ответить

  • Оксана

    Помогите купить цыганский бубен

    0

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*