Гендерный подход в обучении детей на уроках хореографии

1407318519_baletВ современных условиях возникла настоятельная потребность в том, что современные российские школы, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, строя принципиально иную функциональную модель своей деятельности.

Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена, прежде всего новыми требованиями к образованности человека, которая определяется не только специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору к самообразованию и самосовершенствованию.

Поэтому, образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей.

Хореографический коллектив в общеобразовательной школе оказывает существенное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Среди множества форм художественного воспитания хореографическое искусство является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я», прививает основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе. Главная задача хореографического воспитания школьников не наработка технических возможностей, а воспитание тех лучших человеческих качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку вписаться в социальную жизнь, гармонично строить свои личные отношения.

Мы понимаем что, психические и анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек имеют значительные различия в строении их мозга, в способах обработки информации. Женский мозг развивается быстрее мужского: развитие мозга у младенцев в основном ярко выражено в правом полушарии, а затем постепенно переходит в левое – у девочек этот переход происходит раньше, поэтому они чаще используют левое полушарие.

Мужские клетки и кровообращение головного мозга функционально смещены в правое полушарие, поэтому мальчики проявляют тенденции лучшего развития определенных областей правого полушария. Исходя из этого, одним из существенных недостатков организации учебно-воспитательного процесса в современной школе является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов преподавания без учета гендерных особенностей школьников.

На занятиях по хореографии в общеобразовательной школе предоставляется прекрасная возможность осуществлять работу по половому воспитанию, обучая основам танца, поскольку парный танец способствует усвоению половых ролей. В школе у мальчиков формируется специфический тип мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками, мы может корректировать и расправлять поведение средствами хореографии.

Обучаясь и воспитываясь в хореографическом коллективе, ученик особенно может прочувствовать свое либо женское, либо мужское начало. С первых занятий педагог дает понять, что такое правильная осанка и как она должна выглядеть у мужчин и женщин, формирует образ женской красоты грации, манере, и мужской статности. Занятия танцем приучают к выносливости, что важно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.

Так как хореография имеет свою специфику, при организации учебного процесса необходимо учитывать следующие факторы, определяемые различиями половой психики.

1. Поведение — школьная адаптация у мальчиков хуже, чем у девочек. Утомляемость у мальчиков выражена больше, чем у девочек, и проявляется в отвлекаемости и расторможенности, поэтому для активизации внимания необходимо в конце урока включать музыкальные игры с элементами соревнования.

2. Оценивание. Мальчикам принципиально важно, что оценивают в его деятельности, а не как. Для девочек же важно отношение значимых людей к их поступку: кто и как их оценивает, а не сама оценка по существу. Они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности.

3. Характеристика деятельности — мальчики более агрессивны и более успешны в зрительно – пространственных операциях. Для них важен показ движения, а не объяснение правил исполнения. Мальчики при получении информации мало реагируют на эмоциональную окраску голоса, зато быстрее воспринимают любую информацию о действиях. У девочек выше языковые способности, а значит они лучше, эмоциональнее дадут характеристику музыке или действию. Мальчики сделают это же задание точнее.

4. Межличностные отношения — для мальчиков на уроках хорошо использовать соревновательный метод. Для девочек соревновательный метод надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить.

5. Взаимодействие между мальчиками и девочками. Младшие школьники очень хорошо идут на контакт, с противоположным полом по этому, в этот период можно активно использовать парные танцы, дети научаться понимать чувствовать партнера, а так же контактировать с ним средствами хореографии. При работе со старшими школьниками могут возникнуть проблемы «Я не хочу с ним (с ней) танцевать!».

Учитывая специфику, пубертатного кризиса педагог должен найти подход к ребенку, дать возможность ему раскрыться почувствовать уверенность в себе. Процесс хореографического воспитания хорошо влияет на преодоление трудностей в отношениях между мальчиками и девочками. Совместное выполнение танцев, в частности парных, участие в массовых играх и забавах учит доброжелательного и внимательного отношению друг к другу, формирует черты гуманности, человечности.

При работе со старшими школьниками возникает существенная проблема в нехватке мальчиков в коллективе, так как мы знаем, что девочек в хореографическом коллективе всегда преобладающие количество. Возникает вопрос: как привлечь и удержать состав мужчин в хореографическом коллективе?

1. центральные роли в танце. Мальчики действительно любил выступать на сцене и чувствовать себя «звездой» и внимание.
2. соревновательный момент. Мальчишкам вообще очень важно быть первым, быть лидером педагог должен создать условия для развития лидерский качеств у мужчин.
3. внеурочные мероприятия. Проведение дискотек, мероприятий, активных отдых, чаепитие после выступлений концертов то есть создавать условия не только для учебного процесса, но и для отдыха.
4. иметь авторитет среди мужчин вести активно словесную беседу, уметь находить контакт не только с ребенком, но и родителями, классным руководителем ученика.

Следовательно, можно сделать следующие выводы: мальчикам свойственно стремление к лидерству, склонность к риску, энергия, активное поведение, независимое от группы мнение. Девочкам свойственны чувствительность, общительность, добросовестность и старательность, уверенность в себе без склонности к лидерству и риску, доверие к авторитетам, терпение.

Природа хореографического коллектива, основанная на коллективных действиях, включающая органический синтез пластических, музыкальных, изобразительных и других средств художественной выразительности, создает реальные предпосылки развития различных качеств детей — как художественно-эстетических, так и нравственных. Но при этом следует учитывать гендерные особенности в воспитании и обучении ребенка на всех уроках хореографии.

Целенаправленная педагогическая деятельность педагогов по формированию определенных черт и качеств ребенка должна быть всегда ориентирована на определенную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия. Это поможет дать гармоничное развитие ребенка (согласие интеллекта и чувств, умственных и физических качеств, раскрепощенности и осознанной дисциплины и т.д.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Кузнецова, П. В. Образовательная программа «Ритмика и танец»/Кузнецова, П. В. – Челябинск. не издавалась, 2013. – 40 с.
2.Кузнецова, П. В. Образовательная программа «Фитнес-аэробика»/Кузнецова, П. В. – Санкт-Петербург . не издавалась, 2015. – 35 с.
3.Кузнецова, П. В. Образовательная программа «Хореографический ансамбль»/Кузнецова, П. В. – Санкт-Петербург. не издавалась, 2015. – 43 с.

Автор: Кузнецова Полина Владимировна
ГБОУ школа № 326, № 253
г. Санкт-Петербург

Материал опубликован на сайте в рамках проекта «ПУБЛИКАЦИИ»

С уважением, Наталья Довбыш
руководитель проекта horeograf.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*