Особенности исполнения русского танца в Уральском регионе
Особенности исполнения русского танца в Уральском регионе. Справочник для педагогов дополнительного образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный справочник предназначен для педагогов-хореогра¬фов, постановщиков танцев, педагогов дополнительного образова¬ния, желающих познакомить своих учеников с этнографическими и культурными особенностями Уральского региона. Справочник со-держит сведения об исторических этапах развития края, оказав¬ших влияние на формирование местной самобытной культуры. В справочнике подробно описаны региональные особенности ураль-ского русского танца, манера исполнения, основные движения рук и ног, основные фигуры плясок и хороводов.
Также в справочнике даны детальные описания бытующих на Урале хороводов, плясок, переплясов и кадрилей. Данные сведения можно использовать для создания новых сценических композиций и номеров, для проведе¬ния фольклорных праздников и т.д.
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА
История края тесно связана с освоением его богатств. Заселе-ние обширных территорий Урала русскими людьми началось в XYI в. Богатые земли осваивались донскими и запорожскими казаками, купцами, рудознатцами, крепостными крестьянами из северных, центральных и южных областей России, а также с Украины. Крестьян переселяли целыми сёлами. Были здесь и беглые кресть-яне, и ссыльные люди.
В XVII веке начался промышленный подъём Урала, где были открыты месторождения драгоценных камней, железа и меди. Пе-реселенцы – выходцы из России принесли с собой исторически сложившуюся народную хореографию, свою, местную манеру ис-полнения хороводов, плясок, различных движений, определённые навыки и культурные традиции. Поэтому многие игры, хороводы, пляски, обряды и т. д. тесно связанны с российскими, а порой и просто повторяют их. Здесь они обрели новую жизнь в самых при-чудливых сочетаниях, переплетениях самобытного народного творчества.
Но эти земли не были пустынны. На Урале жили многочис-ленные местные народности. Поэтому своеобразные условия жизни – соединение национальных, а также различных социальных групп, величественная природа этих земель и суровые климатические условия – порождали новые виды плясок, своеобразную манеру исполнения, тематику интересное построение – рисунки.
ХОРОВОДЫ
Одним из основных жанров русского народного танца явля-ется хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Хоровод – это массовое народное действо, где пляска или игра неразрывно связаны с песней. Это бытовой танец, в котором существуют свои формы и правила ис-полнения, определённые отношения между участниками, подчи-нённые выработанному ритуалу.
Хоровод распространён по всей России, и каждая область вносит что-то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения.
Основные фигуры хороводов Пермской области
Круг, два круга рядом, круг в круге.
«Улитка». В Пермской области эта фигура называется «на-вивать нитку». Эта фигура образуется, или, как говорят, «навива-ется» или «завивается», из круга по спирали к центру.
«Змейка». «Колонна».
«Проулочек». Две линии наступают друг на друга одновре-менно или попеременно.
«Воротца». «Прочёс».
Варианты традиционных хороводов Пермской области
Известный русский фольклорист П.В.Шейн в конце XIX в. описал и зарисовал в Пермской губернии хоровод, который своими фигурами графически изображает эпизоды домашнего ткацкого производства. В этом хороводе построениями танцующих воспро-изводятся навивание нитки, движение челнока и т. д., то есть изо-бражаются отдельные стадии выделки холста. Этот хоровод по своей сути является орнаментальным.
ПЛЯСКА
Другим основным жанром русского танца является пляска. Это наиболее распространённый и любимый сейчас жанр народного танца. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества.
Пляска состоит из ряда отдельных элементов, которые отли-чаются характерной манерой исполнения, имеют национальный колорит и отражают черты характера пляшущего человека. Каждое движение в пляске наполнено смыслом, с помощью пляски испол-нитель выражает свои чувства, раскрывает содержание танца, соз-даёт художественный образ. Все движения подчинены ритму, темпу и характеру музыкального сопровождения. Все движения связанны воедино мелодией и содержанием.
В различных областях России мужская и женская пляска в за-висимости от географического положения региона, климатических и жизненных условий, а также характера труда отличается по ма-нере исполнения. Пляска каждого региона имеет свой стиль, ха-рактер, тематику и своеобразную лексику.
Пляска отличается от хоровода более богатой и более слож-ной лексикой танцевальных движений. Но сложные движения в танце не самоцель. Истинное их назначение – создать образ, выра-зить характер русского человека.
Региональные особенности уральской пляски
В переплясах Центрального Урала нет такой сдержанности, как в северных районах. Это огненные, задорные переплясы с бы-стрыми и стремительными передвижениями парней и девушек по большой площадке. Уральские пляски живые по характеру и до-вольно быстрые по темпу, в них много задора, веселья и своеобра-зия.
В движениях девушек много энергичных дробей, поворотов и небольших подскоков; руки редко опущены вниз, они находятся на талии, или слегка присогнуты в локтях, раскрыты в стороны, с покачиванием локтями вверх вниз, или руки согнуты в локтях перед собой, пальцы сжаты в кулачки и находятся на уровне головы.
Парни в плясках очень собранные, вёрткие, лихо исполняют разнообразные хлопушки, присядки, дроби и другие движения. Пляшут уверенно, держатся с достоинством, «пёрышком летят» или «волчком кружатся». У парней много присядок, хлопушек, руки чаще всего широко раскрыты в стороны, движения рук резкие, уверенные, широкие, размашистые.
Интересный материал представляет фольклор уральских ка-заков, который носит в себе черты народного творчества запорож-ских и донских казаков. В некоторых уральских казачьих кадрилях есть целые фигуры, заимствованные из украинского, польского танцев, исполнявшиеся под аккомпанемент украинских и польских песен.
Своеобразен фольклор фабрично-заводских районов. В нём слились черты городского и сельского фольклора. Демократич-ность общения, характерная для городских танцев, сочетается с традиционно «сельскими» элементами танца.
Уральский перепляс
Парный перепляс в Пермской области называют «Доказы-вай». Это живой, жизнерадостный танец игрового характера. Де-вушки держатся кокетливо, но скромно. Одетые в новые нарядные платья, они важно придерживают рукой юбку, как бы говоря: «Вот полюбуйтесь, какое у меня красивое платье».
Девушки выводят юношей «доказывать» своё мастерство. Юноши танцуют энергично и лихо отплясывают, стараясь «дока-зать» своё умение и не потерять уважение девушек. Юноши в свою очередь выводят девушек «доказывать».
На Урале к тому же бытует интересный мужской перепляс. Молодежь очень часто приносила на «вечерку» ухваты. На полу из двух ухватов, положенных друг на друга под прямым углом, обра-зовывался крест. По всей избе укладывалось пять-шесть, а то и бо-лее таких фигур. Сколько было крестов, столько выходило и пар-ней. Под игривые, весёлые припевки – «фу ты, ну ты, лапти гнуты» – в сопровождении гармошки все парни одновременно начинали пляс. «Выкаблучивал», как говорят на Урале, каждый по-своему. Плясали ловко и замысловато. Тот, кто задел ухваты, выходил из игры. Победителем становился парень, не задевший лежавших предметов. В награду он получал право поцеловать девушку в щё-ку.
Массовая пляска
На Урале на весенних и летних «луговых» гуляньях и на дру-гих народных праздниках, а также в избах пляшут ставшие тради-ционными разнообразные групповые пляски: в Свердловской об-ласти – «Кручёнку», «Круговую барыню», «Шестёру», в Перм-ской области – «Топтушу», на юге Урала – «Круговушку» и т. д.
Во многих плясках Свердловской области парни и девушки во время одиночных переходов простыми шаркающими шагами, во время многочисленных дробей или стоя на месте, делают руками «уральские кружочки» или «утюжку».
Вот как описывает групповую пляску исследователь XIXв. Н.Рогов, тщательно изучивший быт крестьян Пермской губернии: «Одна или две девушки встают и начинают бегать (ходить) одна за другою кругом по избе. К ним постепенно присоединяются прочие любители пляски: девки, холостые парни; таким образом, состав-ляется круг, который или весь движется в одну сторону или одна его половина устремляется навстречу другой, в «переплёт». Во время пляски участвующие в ней подёргивают плечами, помахи-вают руками, припрыгивают, стучат ногами…»
Характерные движения уральских плясок
Движения рук. Небольшие круговые движения правой рукой по ходу часовой стрелки на уровне груди. Левая рука у парней заложена за спину, тыльной стороной ладони к спине, у девушек – лежит на талии или, согнутая в локте, отведена в сторону, влево, кисть руки поднята до уровня головы, девушка прищёлкивает пальцами в ритме движения правой руки. При переходах корпус немного откинут назад. Это движение имеет название – «уральские кружочки».
Правая чуть согнутая рука перед собой, чуть ниже уровня груди или сбоку, при этом ладонь направлена вниз, и двигают всей рукой влево-вправо или вперёд-назад, как бы разглаживая что-то. Движение называется «утюжка». Левая рука девушки при этом сжата в кулачок и находится на талии, у парня заложена за спину, тыльной стороной ладони к спине. Голова гордо приподнята.
Исполняя «уральские кружочки» или «утюжку», делают, обычно на восьмом шаге, короткий притоп-соскок двумя ногами одновременно, на присогнутых коленях. Во время притопа обе ру-ки, согнутые в локтях, резко разводятся в стороны.
Покачивание локтями: девушки, подняв в стороны согнутые в локтях руки почти до уровня плеч, довольно резко покачивают локтями вверх и вниз, обязательно «вздрагивая» плечами.
Свечка: руки, согнутые в локтях, направлены в стороны и чуть вперёд и подняты от локтя вверх, параллельно корпусу. Кисти с согнутыми пальцами находятся не выше уровня глаз. В уральских плясках много кружений в парах и проходок в парах со «свечкой».
Руки «под крендель».
Тройки. В «Шестёре», «Семёре», «Кручёнке» характерно со-единение исполнителей тройками – две девушки и парень между ними. Тройки могут плясать на месте и двигаться в любом направ-лении. Соединённые руки, направленные вверх, вместе с плечами слегка, но энергично ходят вверх-вниз в такт музыке. Девушки мо-гут одновременно двигаться навстречу друг другу, парень, подни-мая левую руку, делает «воротики», под которые проводит девуш-ку, стоящую слева от него. Парень, не разъединяя рук, остаётся на месте, поворачиваясь на 180о. Движение повторяется с другой де-вушкой.
Руки в тройке опущены вниз. Одновременно парень поднимает правую руку вперёд, а левую – назад. Корпус всех исполнителей сильно наклонён вперёд. Головы исполнителей поворачиваются в сторону передней руки. Затем руки меняются, соответственно изменяется и положение исполнителей.
«Хлопушки». Хотя хлопушки в основном характерны для парней, в некоторых кадрилях Урала «хлопушки» встречаются и у девушек. Исполняются они в таком случае в паре с парнем или де-вушкой. «Хлопушки», исполняемые девушками, мягче, тише, мед-леннее, чем у парней. Мягкость девичьего исполнения «хлопушек» в паре передаётся парню и его лихой жест смягчается.
Ходы и проходки.
Проходка обязательно исполняется с продвижением, а часто с добавлением каких-либо несложных элементов. Проходка может быть развитием или разновидностью любого шага и хода, полу-чивших своеобразную окраску благодаря индивидуальности ис-полнителя. Так описывает проходку О.Н.Князева в своей книге «Танцы Урала»: «Парень, выходя на танец, делает круговую про-ходку, он широко расправляет грудь, раскрывает руки, как крылья, слегка покачивая ими, голова его высоко, гордо вскинута. От всего этого создаётся впечатление большой физической силы».
Своеобразие танцу придают различные ходы, присущие кон-кретным пляскам. Так основным ходом пляски «Шестёра» является определённое сочетание «молоточков». Верхняя часть корпуса не напряжена, плечи порой даже расслабленны, слегка с акцентом движутся вверх и вниз. Парни и девушки исполняют этот ход оди-наково.
Руки в положении «свечка», при движении вместе с плечами кисти рук поднимаются не выше головы. «Молоточки» исполня-ются с сокращённой стопой на счёт: «раз – и – два». В плясках Урала своя особенная манера исполнения этого движения: плечи вместе с взмахом и опусканием ноги свободно поднимаются и опускаются.
Очень характерны для уральских плясок и такие движения, исполняемые девушками: подбоченившись, они идут простым шаркающим шагом, исполняя на каждый четвёртый шаг притоп одной ногой, с акцентом всей стопой в пол, одновременно припод-нимая другую ногу, согнутую в колене, невысоко назад. При этом они легко и кокетливо приподнимают и отпускают плечи – «вздра-гивают» плечами, либо исполняют покачивания локтями. Испол-няется это движение как на месте, так и с шагами.
Фигуры плясок.
«Шитьё» (шен по кругу или в линии).
«Звёздочка». «Карусель».
«Качели». Чётное число пар располагаются в две параллель-ные линии. Линии меняются местами (прочёс). Переходы могут повторяться несколько раз.
«Ручеёк». «Ворота».
Варианты уральских плясок
«Шестёра». Эта современная кадрильная пляска бытует в не-скольких районах Среднего Урала и наиболее ярко отражает ха-рактер и своеобразие местной манеры исполнения. Пляска испол-няется в быстром темпе, с большим задором двумя тройками: один парень и две девушки, всего шесть человек. На больших гуляньях пляшут сразу по нескольку групп из шести человек, так что общее число участников не ограничивается. Пляшут под сопровождение гармошки; часто женщины, стоящие рядом с гармонистом, при ис-полнении некоторых фигур поют частушки, а если находится бубен, то парень или девушка с азартом подчёркивают ритм.
В пляске шесть фигур, и каждая исполняется под свою мело-дию. Играют разнообразные частушки, страдания, мотивы попу-лярных плясовых, но, в каком бы селе не исполнялась «Шестёра», несколько её фигур обязательно пляшут под задорные, типично уральские мелодии – «Зимагорка», «Сербияночка» (иногда говорят «Сирбиряночка»), – которые и придают этой пляске неповторимый колорит. В различных районах Среднего Урала исполнение «Шес-тёры» может несколько отличаться – не только музыкальным со-провождением, но и разнообразием движений и даже рисунком.
Жители села Аромашка Свердловской области пляшут её так, что каждый парень должен сплясать и покружиться со всеми де-вушками. Переходы во всех фигурах почти одинаковые, но поло-жение рук при кружении пар разное.
В первой фигуре парень держит девушку правой рукой за та-лию, а левой – за её правую руку. Левая рука девушки на талии у парня. Во второй фигуре правыми руками парень и девушка берутся «под крендель», а их левые руки соединяются поверх правых, на уровне плеч. В третьей фигуре руки соединены «свечкой». В чет-вёртой – руки соединены за спинами в перекрещенном положении. В пятой – правая рука парня держит правую руку девушки над го-ловой, а их левые руки соединены на уровне груди. В шестой фи-гуре положение рук как в первой. Каждая фигура объявляется од-ним из пляшущих: «перва», «втора», «третья», «четвёрта», «пята», «шеста».
На Урале по существующему обычаю парень благодарит де-вушку за пляску, дарит ей ленту, конфеты, пряники, но чаще бла-годарит поцелуем. В аромашкинской «Шестёре» парни целовали своих партнёрш в пятой фигуре.
«Шестёра» исполняется в быстром темпе, с задором, жизне-радостно. Вся пляска построена на нескольких движениях – основ-ной ход «Шестёры» и разнообразные дроби. По исполнению пляска довольно проста.
КАДРИЛЬ
По количеству исполнителей кадриль можно отнести к груп-повым пляскам, но более позднее появление в быту русского чело-века, своеобразное построение, чёткое деление на пары, и ряд дру-гих признаков отличают кадриль от традиционных групповых пля-сок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельный вид русской народной пляски.
В народе французская кадриль претерпела огромные измене-ния. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, впитала в себя исконно русскую манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построения да название. В кадрили стали принимать участие различное количество пар: две, четыре, шесть, восемь, но обязательно чётное. На Урале встречается «Малая кадрелка», в которой принимает участие только две пары.
В русской кадрили фигуры получали многочисленные и раз-нообразные названия исходя из местных особенностей. Эти назва-ния ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореогра-фии или её содержания.
СКАЧАТЬ справочник полностью можно по ССЫЛКЕ!
Автор: Педагог высшей квалификационной
категории: Э.В. Зыкова
Материал опубликован на сайте в рамках проекта ПУБЛИКАЦИИ
С уважением, Наталья Довбыш
руководитель проекта www.horeograf.com