Концовки в русском танце. “Ключи”
Я продолжаю разговор о русском народном танце и тема сегодняшней статьи “Концовки в русском танце. Ключи”.
Показав свое мастерство в четких, задорных дробях, в разнообразных плясовых движениях, исполнитель обычно заканчивает пляску, а иногда и отдельное «колено», сильным, ритмически четким движением, которое называется «концовка”.
Простейшей концовкой может служить обыкновенный притоп правой или левой ногой. Часто выполняется также концовка в виде двух притопов (правой и левой ногой) или трех притопов, поочередно то одной, то другой ногой по 6-й позиции.
Пример концовки в три притопа.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Раз Притоп правой ногой с ударом на всю ступню.
и Притоп левой ногой с ударом на всю ступню.
Два Притоп правой ногой с ударом на всю ступню.
и Пауза.
Более сложные концовки строятся из притопов, подскоков на одной и на двух ногах, дробных ударов, проскальзываний вперед и т. д. Такая сложная концовка называется «ключ».
Движение № 1 “Дробная концовка на месте. «Ключ»
Концовка выполняется по 6-й позиции, почти не сходя с места. Своеобразие ей придают чуть заметные подскоки и четкие, отрывистые удары об пол всей ступней то одной, то другой ноги. Исполняться эта концовка может в нескольких вариантах.
«Простой ключ»
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Движение занимает два такта.
1-й такт
Раз Притоп правой ногой или чуть заметный подскок на всей ступне обеих ног по 6-й позиции. Колени присогнуты и направлены вперед.
и Исполнитель делает маленький подскок и опускается на всю ступню левой ноги, колено присогнуто. Правая нога слегка отделяется от пола, согнутая в колене, которое направлено вперед, с невытянутым подъемом.
Два Правая нога с ударом опускается на всю ступню по 6-й позиции.
и Левая нога отделяется от пола, согнутая в колене, с невытянутым подъемом.
Левая нога с ударом опускается на пол на всю ступню около правой ноги по 6-й позиции.
2-й такт
Раз Маленький подскок на всей ступне правой ноги, чуть проскальзывая вперед, колено присогнуто. Левая нога отделяется от пола, присогнутая в колене, которое направлено вперед.
и Левая нога с ударом опускается на всю ступню по 6-й позиции. Правая ногаслегка отделяется от пола, согнутая в колене, которое направлено вперед, подъем не вытянут.
Два Правая нога с ударом опускается на всю ступню около левой ноги по 6-й позиции. Колени свободны.
и Пауза.
«Двойной ключ»
Отличается от простого тем, что на счет «раз-и» 1-го такта исполнитель после подскока на всей ступне левой ноги на вторую шестнадцатую коротко ударяет всей ступней правой ноги об пол, тут же отделяя ее от пола.
Ритмический рисунок “двойного ключа”:
«Тройной ключ»
По сравнению с “двойным ключем» усложнен еще одним дополнительным коротким ударом всей ступней левой ноги на вторую шестнадцатую счета «раз» 2-го такта.
Ритмический рисунок ключа 3-го вида:
Д в и ж е н и е № 2 “Концовка с шагом назад и проскальзыванием вперед”
Своеобразие этой концовке придают шаги назад, мазок одной ногой вперед и проскальзывание вперед на другой ноге.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Движение занимает два такта.
1-й такт
Раз Чуть заметный подскок на всей ступне обеих ног по 6-й позиции, колени слегка присогнуты и направлены вперед.
и Исполнитель делает маленький подскок и опускается на всю ступню левой ноги. Правая нога отделяется невысоко от пола, колено согнуто и направлено вперед, подъем не вытянут.
Два Небольшой шаг правой ногой назад, на всю ступню, колено свободно.
и Небольшой шаг левой ногой назад, на всю ступню, колено свободно.
2-й такт
Раз Правая нога делает мазок, вперед всей ступней по полу и тут же отделяется от пола; колено согнуто и направлено вперед, подъем не вытянут.
и Маленький подскок на всей ступне левой ноги, чуть проскальзывая вперед. Правая нога в том же положении.
Два Правая нога, заканчивая движение, с ударом опускается на всю ступню около левой ноги по 6-й позиции. Колени свободны,
и Пауза.
Вот такие концовки можно использвать в постановке русского народного танца. Если у Вас есть дополнения, то с удовольствием выслушаю!
С уважением, Наталья Довбыш
Все для хореографов
По материалам портала http://piruet.info
www.horeograf.com теперь и вКонтакте Присоединяйтесь!
P.S. Ну, а для хорошего настроения, как всегда танец!
Спасибо за замечательный, подробный материал! Очень нужен. Всего доброго. Елена Ф. Ульяновск
Ответить
Очень вам благодарна! Спасибо большое!
Ответить
спасибо за такой материал! он очень полезен,особенно для молодых специалистов. Спасибо=)
Ответить
Огромное спасибо за материал! Преподаю народный вокал детям, небольшие протанцовки они сочиняют сами, но иногда им требуется помощь, а фя в хореографии ничего не понимаю. а вы излагаете очень доступно, даже для непрофессионала. Еще раз спасибо!!
Ответить
Супер! Благодарю!
Ответить
В восторге ! Вы большая умница, делаете замечательное нужное для всех дело! Творческих успехов! Будьте здоровы и счастливы!
Ответить
Огромное спасибо за бесценный материал предоставленный вами!
Ответить